Надежда Мельникова (Петропавловка). ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ

Заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации Анатолий Александрович Иванов родился 20 апреля 1942 года в городе Душанбе Таджикской ССР – в тот период времени его отец, Александр Александрович, проходил там службу в качестве военного летчика. В раннем детстве семья переехала в село Петропавловка. Здесь на берегу спокойной речки Толучеевки, где он любил порыбачить с друзьями, прошли детские и юношеские годы Анатолия. И здесь он «заболел» авиацией.

- Когда в небе появлялся самолёт, - вспоминает друг детства и юности Владимир Васильев, - Толя буквально забывал обо всём. Этим мы пользовались, в шутку припрятывая и пойманную рыбу, и удочки, а он сидел, как завороженный...

Отец для него был примером во всем. Подражая ему, Толя до седьмого класса ходил в школу в отцовском шлемофоне, за что дети прозвали его «лётчиком». Это ему очень нравилось и уже тогда он твёрдо решил, что обязательно станет лётчиком-испытателем. Как его кумир Владимир Сергеевич Ильюшин. Толя до дыр зачитывал журналы, где писали о нём, о его подвигах (В.С. Илюшин – сын авиаконструктора С.В. Илюшина, Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта СССР, генерал-майор авиации, заместитель главного конструктора ОКБ Сухого – прим. автора).

- С детства Толя любил спорт и зачастую пропадал в спортзале, - рассказала одноклассница Любовь Яковлевна Покотилова.- Все комсомольские поручения у него были связаны со спортом. По складу характера был надежным, хорошим товарищем. Мы вместе сидели за одной партой, вместе учили уроки, готовились к выпускным экзаменам.

- Анатолия очень любили мои родители, угощали, пусть и скромно, но от души,- делится воспоминаниями Нина Яковлевна Улеватая. - Помню, как по приезду в Петропавловку он с болью в сердце рассказал о боевых полётах в Афганистане. Всегда говорил, что боится ездить в качестве пассажира на машине, велосипеде, самолёте, короче, на любом виде транспорта. «Вот если бы я за штурвалом сидел – совсем другое дело», - улыбаясь говорил он. А мы все недоумевали, как это может быть?!

После окончания Петропавловской средней школы Анатолий Иванов сразу уехал поступать в Качинское военное авиационное училище летчиков, которое закончил в 1964 году. Был на хорошем счету в комсомольской организации. Далее служил в Вооруженных Силах. В 1970-1979 годах работал лётчиком-испытателем в ГК НИИ ВВС. С 1979 года Иванов работал лётчиком-испытателем на Московском машиностроительном заводе имени П.О. Сухого.

Первый самолет, который поднял в небо Анатолий Александрович, был ЯК-18, он смотрел во все глаза, не понимая, как можно поднять такую огромную машину, а чуть позже уже думал, как он в ней поместится. С первого полёта А.А. Иванов понял, это его стихия. И с той поры полёт для него был как песня. Осваивал самолёты один за другим. Летал на МИГ-15 и всех последующих марках. В конструкторском бюро «Сухого», куда пригласили его на работу в 1979 году, поднимал в воздух СУ-7, СУ-15, СУ-17, СУ-27.

В 1980 году в составе лётно-испытательной бригады предприятия Анатолий Александрович испытывал самолёт СУ-25 в боевых условиях Афганистана. В одном из полётов обнаружил грот, где находился склад боеприпасов. Хорошо зная возможности самолёта, точно рассчитал и, рискуя жизнью, выполнил нестандартный заход на цель в «лоб» с резким уходом вверх по склону скалы. Склад был уничтожен. Всего в Афганистане Анатолий Александрович выполнил 23 боевых полёта.

За мужество и героизм Анатолий Александрович был удостоен высшей в то время награды Родины – ордена Ленина. Из Афганистана вернулся живой, а в Союзе чуть не погиб.

… Тогда отрабатывались стрельбы управляемыми ракетами. Неожиданно собственная ракета, сойдя с направляющей, развернулась и ударила в «нос» самолета, разрушив двигатель и обшивку фюзеляжа. СУ-25 «оглох» и «ослеп», лишившись бортового энергопитания. Но Анатолий Александрович не катапультировался и сумел посадить машину. За этим стоит точнейший расчёт. Он сохранил жизнь себе и спас машину, показав её живучесть. Следует особо отметить, что Иванов за всё время испытательской работы ни разу не катапультировался и возвращал все опытные машины на землю. Анатолий Александрович освоил более 90 типов самолётов.

За свой труд А.А. Иванов награждён:

- Орденом Красной Звезды – 1976 год;

- Орденом Трудового Красного Знамени – 1982 год;

- Орденом Ленина – 1988 год;

- Орденом Мужества – 1995 год;

А также ему присвоено:

- Звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» – 1984 год;

- Звание Героя России Указом Президента от 16 апреля 1997 года.

27 августа 2000 года после сложной операции сердце Анатолия Александровича остановилось, похоронен он в городе Жуковском на Быковском кладбище.

Петропавловцы свято чтят память об Анатолии Александровиче.

5 мая 2008 года в Петропавловской СОШ состоялось открытие посвященной ему мемориальной доски. На торжества из г. Жуковского Московской области приехали дочь Анатолия Александровича, Елена Анатольевна, и его лучший друг, начальник лётной службы ОКБ «Сухого», заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, Герой России Игорь Викторович Вотинцев.

 Право открыть доску памяти было предоставлено директору школы Евгению Ивановичу Коржову и Герою России, заслуженному лётчику-испытателю Вотинцеву.

В актовом зале школы ребятам и гостям были показаны видео-фильмы о работе пилотов-испытателей, в числе которых был и Анатолий Иванов…

В кабинете ОБЖ школы И.В. Вотинцев познакомил ребят с отдельными лётными приборами и предметами экипировки пилотов, которые он доставил из ОКБ «Сухого», а также книгами, календарями, фотографиями самолётов, макетом легендарного Су-27. Всё это стало экспонатами школьного музея. В музее также есть теперь экспозиция, которая называется «Герой России – лётчик-испытатель Анатолий Иванов».

А еще в районе проводится межмуниципальный шахматный турнир, посвященный Герою России – Анатолию Иванову. И жива память о нем.

… Жизнь Анатолия Александровича была похожа на стремительный полёт самолёта. Нерукотворный памятник воздвиг он себе, героической жизнью заслужив вечную славу, любовь и бессмертие!

 


Яндекс.Метрика
статистика-