Владимир Власов (Хохол). СТАНОВЛЕНИЕ

23 января 1974 года в газете Челябинского обкома комсомола «Комсомолец», было опубликовано несколько статей о делегатах ХIХ областной комсомольской конференции. В одной из них рассказывалось о том, как начиналась моя комсомольская биография.

С этой статьи я и начну.

«Вожатый – профессия или призвание?».  Вопрос этот для Владимира Власова, старшего пионервожатого 80-й школы, совсем не отвлеченный. И нашел ответ на него Володя не сразу, хотя еще десятиклассником ограничил для себя многообразный спектр профессий только теми, какие, по его представлению раскрывали богатство человеческих отношений, делали один день непохожим на другой. Секретарю школьного комитета комсомола хотелось работать с людьми, быть связанными с ними тысячью нитей.

Он выбирал куда поступить – в Педагогический институт или школу милиции. И стал студентом автотранспортного техникума.

Уходить оттуда было трудно. И не из-за каких-то формальных запретов, а потому, что появились новые друзья, дела в комитете комсомола. Не появлялось только главного, что бы оправдывало смысл учебы, – ощущения «это дело моё».

И как контраст –  работа в детском клубе имени Зои Космодемьянской. Когда снова на плечах пионерский галстук, когда вокруг сотни ребячьих «почему?» – философских, наивных, каверзных. И барабанная дробь дождя по крышам палаток в ближних и дальних походах.

А через год по направлению Челябинского ОК ВЛКСМ я стал слушателем школы работников пионерского лагеря «Артек», а по ее окончании вначале вожатым, а затем методистом дружины «Янтарная» Всесоюзного пионерского лагеря «Артек».

Много можно рассказывать о том, чем стал для меня пионерский лагерь. Но лучше всех об этом написала моя коллега С.М. Порядина в одной из своих статей  «Свет Артека днем и ночью озаряет ему путь».

«Артек» дал много жизненных уроков. Одним из первых было посещение детского дома в Керчи.

Четыре месяца нас учили всему, что должен уметь вожатый: танцевать, барабанить, оформлять газеты, проводить экскурсии, спортивные соревнования, фотографировать, шить мягкие игрушки. Познакомились с Крымом, и вдруг из «сказки», на два дня мы оказались в другом «мире» –влажные простыни, темные помещения, безвкусная еда. Для многих это стало потрясением и уроком, чтобы вернувшись в пионерскую республику, мы не забывали, что кроме сказки, в которой мы теперь будем жить и работать, есть и другая жизнь.

Конечно, запомнились встречи с героями-легендами: Мелитоном Кантария и Яковом Павловым, космонавтами П.Климуком и В.Лебедевым, руководителями Румынии, Болгарии, Монголии, известными спортсменами и артистами, выступления Ю.Левитана и  Н.Озерова

Два года пролетели мгновенно и я снова на родине, в Челябинске, в своей школе. Только теперь организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Хотелось отдать все, чему меня научили  своим учителям и ребятам. Показателем отношения к порученному делу комсомольцев того времени для меня стало дежурство на посту №1 у вечного огня в центре города в память о погибших бойцах танковой добровольческой колонны «Челябинский комсомолец».

Январь, воскресенье, утро. На термометре минус  47. Звоню в горком ВЛКСМ, дежурный разрешает пост снять. Приходит директор школы, участник ВОВ, бывший военный врач, решаем подождать ребят. Приходят все и решают пост не снимать, всей школой же смотрели 20 серий документального фильма «Великая Отечественная». Договариваемся меняться через пять, а не через пятнадцать минут, а чтобы не замерзли двое разводящих, я стал третьим – «Артек» научил и этому.

А через девять лет я вспомнил эту историю немного при других обстоятельствах в Хохольской средней школе №1.

Суббота опять мороз и просьба из райкома партии расчистить часть железнодорожного пути, на котором застрял эшелон с мукой для хлебозавода. И вновь теперь уже не уральские, а хохольские мальчишки и девчонки, не раздумывая, отправились совершать, наверное, свой первый в жизни поступок. Они одеты были только для занятий, а не для работы на улице в холод. Никто не ныл, дело зависело только от них, и они его сделали.

На родину жены в рабочий поселок Хохольский мы переехали в 1980 году, где и продолжилась моя комсомольская биография.

Несколько месяцев инструктором райкома партии, а потом вторым секретарем райкома комсомола. И через некоторое время снова школа.

Это были интересные годы. Как в калейдоскопе менялись руководители государства, политика, и нужно было пытаться объяснить себе и окружающим, что происходит. Появились новые формы работы. Вместе с супругой Татьяной Михайловной мы писали сценарии и по выходным вели клуб «Молодой семьи», учили и учились сами. Не обходилось и без казусов. К заседанию клуба всегда старались выпустить программу и буклет. Сделать тогда это можно было только в типографии. Однажды макет буклета с рецептами не был подписан в райкоме партии. Пришлось идти туда.

Прихожу, оказывается, необходимо поменять название торта, потому что название «Наполеон» – несоветское и так он называться не может. Сегодня это вызывает улыбку. А тогда пришлось искать защиты у более здравомыслящего руководителя, чтобы напечатать этот рецепт с таким названием.

Еще одной интересной находкой в районе была организация выездного политклуба. Только что появились первые видеомагнитофоны, а за ними подпольные видеосалоны, кассеты с «западными» запрещенными фильмами со специфическим переводом, когда переводчики, чтобы их голос был не узнан, прикрепляли на нос прищепку.

В течение нескольких лет мы «колесили» по району с единственным видеомагнитофоном и «кучей» кассет, рассказывая, показывая и обсуждая, что несет нам западная кинокультура. Активисты комсомольских организаций приносили  из дома свои телевизоры, так как далеко не к каждому приемнику можно было подключить видеомагнитофон.

В 1988 году Воронежский областной комитет комсомола провел первый конкурс политклубов области, победителем которого я стал и, в качестве награды принял участие в мероприятиях в Москве, посвященных первому съезду комсомола. Дискуссии проходили в том же зале, где проходил первый съезд комсомола, и количество участников было то же, 176 делегатов по одному от каждой области СССР.

В дискуссиях принимали участие секретари ЦК ВЛКСМ, редакторы газет и журналов, ведущие ученые. Когда микрофон оказался в руках представителя демократической платформы ВЛКСМ, как они себя называли,  тогда я впервые понял, что такое «эффект» толпы. Выступления москвичей «демократов» так возмутило, что я вдруг осознал, что не помню когда встал, когда без микрофона  «забил» выступающего и еще долго после этого приходил в себя. Так начиналась новая политическая реальность.

Участвовали в «новой жизни» и старшеклассники. Комитет комсомола Хохольской первой школы «Комиссары» подготовил несколько спектаклей: «Спасенная мадонна» о находке картин Дрезденской картинной галереи, «Маленький принц» по сказке для взрослых  Антуана деСент-Экзюпери, с которыми мы выступали в школах района, профессиональном училище и даже перед теми, кто отбывал срок в лечебно-трудовой профилактории в Новогремячьем.

Весь 1984-1985 учебный год газета «Комсомольская правда» проводила конкурс «Комиссары 80-х», одним из победителей которого стала секретарь комсомольской организации Хохольской первой школы Инна Семенихина.

Успешным стал и следующий год. О работе школьного комитета и его секретаре Алексее Костине написал всесоюзный журнал «Комсомольская жизнь».

Когда пишут о том, что в комсомол загоняли, было и это. Но там, где была жизнь, а не игра и формализм, в организацию стремились. Помню, как у пионерской комнаты плакал семиклассник, ему совет дружины за плохую учебу не дал рекомендацию для вступления в комсомол, поговорив с ним с глазу на глаз, тогдашний секретарь комитета комсомола школы зашел в пионерскую комнату и сказал, что ручается за него. Он стал комсомольцем,  закончил школу. Не стыдно за него и сегодня. А я и сегодня храню фотографию, на которой надпись: «Первые комсомольцы класса. Апрель1969».

В середине 80-х появились в школе знаменитые «Дни дублера», игра «Что? Где? Когда?», клубы выходного дня  и многое из того, что сегодня начинает возвращаться в школу. Воспитание в коллективе и коллективом была одной из главных задач комсомола. Как говорил, блиставший тогда в студии в Останкино, педагог В.Ф. Шаталов: «Лучший метод в воспитании – это метод соленого огурца. Попадешь в хороший рассол и никуда не денешься».

В эти годы мы начали говорить и о вечных проблемах, о событиях, о которых нельзя было раньше произносить вслух. Запомнились два организованных вечера «День интеллигенции» и «Чужого горя не бывает…», посвященного воинам-интернационалистам, выполнявшим интернациональный долг в Афганистане.

После знаменитого Указа о запрете политических и общественных организаций в государственных учреждениях для комсомола наступили не лучшие времена.

Но как в известной картине Н.А. Ярошенко «Всюду жизнь», под разными названиями, разными флагами организация продолжала свою работу.

А о том, что она нужна и сегодня еще одна невыдуманная история.

С появлением интернета вместе с супругой мы начали искать своих «пионеров-артековцев». Они выросли, кто-то уже ушел на пенсию. У них разные профессии и должности: журналист, ученый, продавец, заведующий сельским клубом, депутат Государственной Думы РФ. Но оказалась и одна закономерность – среди активистов той эпохи половина «мальчишек» выбрало профессию-родину защищать, а «девчонки» стали учителями.

Родилась идея собрать их вместе.  На первую встречу к вожатым в Хохольский приехали четверо. К приезду мы решили дома оформить небольшой артековский уголок, который постепенно трансформировался в домашний пионерский музей.

Куда стали приходить и приезжать друзья и знакомые.

С 2015 года мы стали проводить вместе со  своими родственниками, в честь дня вожатого «Артека», слеты вожатых «Артека» – выпускников Воронежского истпеда. Привлекли «волонтеров» самого разного возраста и на подведении итогов последнего слета один из них, успевший только чуть-чуть побыть пионером и по роду своей деятельности совершенно далекий от воспитания, сказал интересную фразу «Вы думаете это только Вам надо. Нам и нашим детям это надо намного больше».

Дух комсомола, его лучшие идеи живы и развиваются. Всё внутри нас.


Яндекс.Метрика
статистика-