Мария Гадецкая (Репьёвка). БУДУЩЕЕ СТРАНЫ ЗА ЕЕ ПАТРИОТАМИ!

Нельзя пробудить чувство родины

без восприятия и переживания окружающего мира.

Пусть в сердце малыша на всю жизньостанутся воспоминания о маленьком уголке далёкого детства.

Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.

В.А. Сухомлинский

Одной из важнейших задач по воспитанию подрастающего поколения является формирование и развитие патриотических чувств и любви к малой родине. Патриотизму нельзя просто научить, его необходимо воспитывать кропотливо и целеустремленно. Один из способов достижения этой цели — поисковая работа.

К такому выводу я пришла не случайно.  Любовь к родному краю. Как важно, чтобы это чувство жило в сердце каждого из нас, чтобы мы любили всей душой родные места, родную землю. Тема малой родины очень актуальнадля поисковой работы. Начинать можно с близкого конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Воспитывая у нашей детворы любовь к родному краю, мы закладываем в них первые ростки большого чувства любви к Родине, чувство патриотизма.

Детей увлекает работа, если они видят, что их труд кому-то нужен и интересен, если рядом хороший пример. Я это могу сказать с уверенностью, потому что сама увлеклась краеведением с детства.

Первыми моими учителями были мои дорогие родители — Макаренко Екатерина Владимировна и Николай Андреевич. К сожалению, их рано не стало. Они преданно любили свой край. Это же чувство они пытались привить и нам с сестрой Натальей. Пришли в лес — любуйтесь, увидели старика — да просто вежливо поздоровайтесь, а если в руках сумка, то обязательно помогите донести до дома, а ветераны — это люди особой категории, чаще благодарите, а уж здороваясь — поклонитесь.

«Меньше слов, а больше добрых дел. Говорить легко, трудно делать, старайтесь любить все вокруг, даже плохое настроение»,—  любила повторять мама.

У меня были прекрасные учителя в Дивногорской и Селявинской школах, в Воронежском государственном педагогическом институте. Я благодарна своим учителям за уроки нравственности, за то, что в каждом из нас они видели личность. Мои учителя-преподаватели — это кладезь талантов, профессионализма, порядочности. Они всегда думали о том, какими их ученики вырастут людьми.

Этот же вопрос — как помочь детям стать истинными патриотами нашей страны — волнует и меня. Я, как учитель математики, думаю, что настало время заняться подсчетами: где, что и сколько пропущено при накоплении знаний о своем крае. Поэтому когда бывший директор школы Суханова Тамара Михайловна предложила создать в школе музей,  мы с учениками идею поддержали. Для реализации проекта «Школьный музей» мой сын предложил создать группу поиска. Так появилась поисковая группа «Новое поколение», девизом которой стали: «Верность Родине делом докажем».

Проект «Школьный музей» дал начало еще трем проектам: «Бессмертие подвига», «Мемориальная доска» и «Цветы у памятных мест». Работа над всеми этими проектами была отмечена призовыми местами на областном конкурсе социальных проектов.  Центральной темой нашего поиска стала тема: «Великая  Отечественная война в судьбах односельчан».

 Поисковая работа при реализации проекта «Бессмертие подвига» привела нас в Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов, где мы обнаружили документальный фильм «Дорога без привала» — о бывших воинах, подпольщиках и партизанах Великой Отечественной войны, снятый киностудией «Беларусь фильм» в 1964 году. В этом фильме оказался сюжет и о нашем земляке, летчике-герое Александре Петровиче Мамкине, который вывозил детей из Полоцкого детского дома.

Копию фильма мы привезли в нашу школу. Он оказался очень востребованным. Так, сюжет был показан на семинаре библиотекарей района, на пленуме Совета ветеранов Репьевского района, неоднократно районный Совета ветеранов и отдел культуры использовалиего при проведении встреч, уроков мужества с учащимися района и при подготовке других районных мероприятий.

А в 2016 году мы получили от летного состава 211-го и 205-го летных отрядов новую хронику «Самолет Р-5 «Партизанский ангел». Хроника подвига А.П. Мамкина.

Участники поисковой группы «Новое поколение» показали этот фильм ученикам из города Воронежа на областном Уроке Мужества в музее – диораме, за что администрация музея вручила бутырским школьникам благодарственное письмо.

В год 65-летия Великой Победы при реализации проекта «Мемориальная доска» в память о легендарном летчике Мамкина Александра Петровичапоисковая группа открыла много страниц из жизни нашего земляка.

Два года ребята вели поиск ветерана войны Авакумова Анатолия Ивановича, который встречался с воспитательницей, летевшей в самолете Мамкина. Она передала Анатолию Ивановичу папку с письмами от детей, которых спас наш земляк. Участнице поисковой группы Елене Ефимовой удалось найти ветерана. Полученные письма, фотографии от Анатолия Ивановича стали музейными экспонатами.

Также удалось найти племянника Мамкина А. П. — Басова Анатолия Петровича, военного пенсионера, двое сыновей которого тоже военные. Они передали в дар музею фотографии из семейного архива.

Участники поисковой группы нашли дочь командира летных отрядов, журналистку Жукову Людмилу Николаевну. От нее узнали, что в 2006 году Мамкин А.П. награжден орденом Александра Невского посмертно. Орден хранится в музее Московской школы №227. По приглашению ее администрации 7 мая 2010 года мы побывали на Уроке мужества, посвященном памяти нашего земляка. Мы узнали, что в этой школе создан музей, где собраны материалы об истории 105 авиационного полка, в котором служил наш земляк. Все предварительные переговоры в Москве вели мои родственники: сестра — Пасечникова Наталья Николаевна (активная комсомолка 1980-х, которая вначале была комсоргом, затем возглавляла комсомольскую организацию по месту работы), племянник Яков, сын Александр и дочь Елена. 

Поисковая группа была очень благодарна депутату областной Думы Ишутину Вадиму Борисовичу, который взял на себя   финансовые расходы по изготовлению мемориальной доски в память Александра Мамкина. 

На счету поисковой группы много других добрых дел. Ее участники сотрудничали с Районным советом ветеранов, предоставляя материал о ветеранах Великой Отечественной войны Бутырского поселения для создания районной Книги Памяти.  И сейчас к каждому празднику они изготавливают праздничные газеты – поздравления, которые развешивают по всему селу. 

Участвуя в поиске и систематизации различных материалов, ученики школы занимаются исследовательской работой. Неслучайно они неоднократно становились победителями как областных, так и всероссийских краеведческих конференций, акций, конкурсов.

Именно благодаря тому, что в результате поиска был накоплен интересный материал по истории местного фольклора, в школе образовался фольклорный коллектив «Родничок», который однажды даже принял участие в телевизионной передаче «Село на село» на федеральном канале.

Хочется отметить  самых активных участников — выпускников школы: Щетинину Анастасию, Ефимову Елену (она участница всероссийского конкурса « Отечество», награждена дипломом им. Костомарова), Суханова Александра, Самарину Алену, Суханова Владимира, Воскобойникова Егора, Суханову Екатерину, Животягину Елену, Саввину Ирину, Измайлову Олесю, Измайловых  Наталью и Марину, Писаревских Евгению и Юлию,  Хиленко Ксению, Дручинину Алену (она победитель всероссийских конкурсов «Наследники победы» и «Викторина к 70-летию Победы»), Чернышова Сергея, Суханову Алену, Ефименко Наталью, Кандаурова Александра, Гадецких Елену и  Александра.

Поисковая работа стала школой нравственности для многих ребят. Очень важно, что материал, собранный детьми используется ими же, помогает им в учебной и внеклассной деятельности. Приятно, что и после школы ребята продолжают вести поисково-исследовательскую работу, используют накопленный материал.

Я — учитель математики, и на уроках мы с учениками составляем задачи, в которых фигурируют сведения, полученные при поисковой работе. На основе собранных материалов мы разработали сценарии многих внеклассных мероприятий, различные викторины. Особенно интересным получился сценарий долгосрочной игры-путешествия «Азбука родного края».

Участники поисковой группы вовлекают в работу своих сверстников. Чем больше исследуем, тем больше увлекаемся, восхищаемся своим краем, его людьми. Наверное, именно коллективные дела, направленные на бережное сохранение прошлого, на сохранение наследия своего народа, восстановление традиций своего края, и помогают детям расти патриотами своего края, своей страны. Ведь будущее страны за ее патриотами.

Поисковая работа объединяет различные виды деятельности в единое целое под главной идеей: воспитать достойного гражданина Отчизны, будущего защитника Родины. Она содержит элементы романтики, требует проявления силы воли.А это отвечает потребностям взрослеющей личности.

Она также способствует осознанию и ощущению ребятами своей сопричастности к истории. Ведь открывая страницы подвигов, поисковики сохраняют память. Поиск дает возможность расширить круг общения, учиться находить факты для отстаивания своей точки зрения, излагать материал логически, работать с архивными материалами, проявлять самостоятельность, настойчивость, ответственность за выполнение задания, дисциплинированность.

Анализируя свою работу, я часто думаю о том, что именно в семье, в школе, в вузе закладываются ростки любви к своему краю, ответственного отношения к порученному делу.

Я всегда с благодарностью вспоминаю своих первых учителей — Загорскую Александру Андреевну, Волкову Марию Ивановну, классного руководителя Акименко Марию Митрофановну, Рубцовых Нину Дмитриевну, Юрия Александровича и Ольгу Владимировну, Бондаревскую Марию Тихоновну, Несмачного Николая Васильевича, Семенютина Николая Яковлевича, Жданову Марию Ильиничну, а также преподавателей ВГПИ физико-математического факультета, а еще детскую и юношескую организации.

Пионерия и комсомол воспитывали прежде всего ответственность, стремление учиться, добросовестно трудиться, дорожить дружбой, быть честными, целеустремленными. Еще до принятия в организацию нужно было доказать делом, что ты готов и достоин быть пионером, комсомольцем.

Я до сих пор прекрасно помню, как меня принимали в пионеры.  Пионерский галстук моим родителям подарили еще в роддоме с вышитой датой моего рождения.  Я часто просила у мамы взять его в руки, но всегда слышала: «Это для особой даты. Вот пойдешь в школу, заслужишь прилежанием, повяжут красный галстук, а с ним и ответственность новая появится. Воспитывать себя нужно будет пуще прежнего». В нашей школе в пионеры не принимали сразу весь класс, а поэтапно — после соревнований, эстафет, чреды полезных дел. В тот день, когда я стала пионеркой, я домой не сразу пошла. Я гордо ходила по селу, и каждый встречный поздравлял меня с такой важной датой.

У нас в хуторе Дивногорье была маленькая начальная школа, но какая теплая и добрая атмосфера царила в ней! Мы все были дружные, дисциплинированные, активные. Лето всегда было наполнено интересными делами, романтикой. Старшеклассники сами организовывали свой досуг и привлекали к этому всех желающих. В одном из помещений Дома культуры был наш штаб. По утрам ездили в поле, помогали колхозу, днем — игры, строго по правилам, трудовые десанты, концерты, вечером — песни у костра, спортивные эстафеты. Мы собирали свою библиотеку. Книга А. Гайдара «Тимур и его команда»  была настольной, мы перечитывали ее по несколько раз. И что самое интересное — все без взрослых. Мы слушали старших ребят, а они уважительно относились к младшим. Каждый день отчитывались, чем помогли дома.

Ежегодно в Дивногорье велись археологические раскопки на Маяцком городище.  Нашим любимым занятием было сидеть у костра с археологами у Больших Див.Они показывали находки, рассказывали об истории найденных предметов, о жизни людей в раскопанных хижинах, о гончарных мастерских. Разрешали помогать им, учили своему мастерству.Большую часть экспедиции составляли комсомольцы.

После нескольких лет пионерского детства трогательным и волнующим моментом было вступление в комсомольскую организацию.

Комсомол объединял, воспитывал дружеские чувства, для многих  время комсомольской юности было частью биографии —светлой, доброй, во многом определяющей дальнейшее будущее.

Комсомол учил нас спросу, прежде всего с себя. Педагог Антон Семенович Макаренко говорил: «Самая трудная вещь — требование к себе».

Мы учились друг у друга, учились общению с людьми, учились уважать общество, ценить бескорыстную дружбу, понимать культуру общения. Учились анализировать и принимать решения, стремились работать добросовестно и бескорыстно.

Меня в комсомол принимали в райкоме комсомола в городе Георгиу–Деж (сейчас это город Лиски). Очень волнующий момент! В кабинет приглашали по одному, долго беседовали, задавали вопросы, интересовались планами. Добрые лица, мудрые слова — и сразу каждый вступавший в комсомол начинал понимать свою значимость в этой организации.

Быть в комсомоле значило быть с Родиной вместе, творить добро, приумножать благосостояние страны. Комсомольцы шефствовали над пионерскими звеньями, а пионеры — над октябрятскими звездочками, проводили для них классные часы, сборы, экскурсии. Думали: как же я себя буду плохо вести, если на меня смотрят младшие, если я ими руковожу?

Мне нравилось быть вожатой, выпускать различные газеты, проводить праздники, оказывать шефскую помощь ветеранам, пожилым людям.

Гордость, чувство благодарности, огромная ответственность появлялись во время участия в Вахте Памяти. Нести Вахту Памяти доверяли не каждому. На общешкольном собрании кандидатов выбирали голосованием, при этом обязательно присутствовал ветеран войны. (Вот и преемственность поколений!)

По итогам работы к годовщине со дня рождения В.И. Ленина активных комсомольцев района фотографировали у развернутого Красного знамени комсомольской организации. В апреле 1980 года я заслужила это право, став победителем соревнования в честь 110-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина.

 В Воронежском государственном педагогическом институте я была активной участницей макаренковского отряда. В день рождения Антона Семеновича Макаренко члены дружины устраивали «Макаренковские чтения», обменивались опытом работы, делились своими успехами и проблемами. Мы вели работу с детьми, стоявшими на учете в детских комнатах милиции: посещали семьи этих ребят, помогали готовить уроки, организовывали культурные походы. Работа в отряде была отмечена почетной грамотой. Каждый член комсомольской организации имел свой личный комплексный план по самосовершенствованию. В конце года комсорг группы Чусова Татьяна писала каждому характеристику.  Комсомол учил учиться, анализировать, творить добро бескорыстно.

Даже сейчас, когда встречаешься с бывшими комсомольцами, замечаешь, что у них глаза горят, в них молодость светится.  Одна из встреч в Репьевском районном музее на историческом часе, посвященном 90-летию нашего знаменитого земляка В.Я. Крюкова, — тому пример. Дети слушали бывшего первого секретаря комсомола Кирилову Татьяну Васильевну и директора музея Лысенко Людмилу Владимировну как завороженные.

И я счастлива и горда, что есть взрослые и дети, в том числе и мои ученики, которым не безразлична история страны, которые дорожат прошлым и думают о будущем.

За это я, прежде всего, благодарна своей семье — мужу и детям, сестре, племяннику, с которыми мы очень многое делали  вместе.

Мой муж — Гадецкий Александр Николаевич, бывший второй секретарь Репьевского райкома комсомола — главный мой помощник и советчик во всех начинаниях. Ни одна работа, ни одна поездка не обошлись без его помощи. Оформить клумбу у памятного знака у хутора Ключи была его инициатива. Он же сделал заготовки для звезды.

Я благодарна своим коллегам-учителям, всем руководителям, к кому мы вместе с учениками обращались. Все они быстро реагировали на детские просьбы, помогали.

Делились знаниями, передавали накопленный материал по истории села учителя–пенсионеры Кондратенко Антонина Романовна, Польникова Екатерина Яковлевна, Хренов Николай Дмитриевич, ветераны труда и войны.  Дети получили хороший пример порядочности, профессионализма, ответственного отношения к делу.

Нашу работу всегда поддерживали директора школы: Суханова Тамара Михайловна, Щетинина Марина Алексеевна, Суханова Светлана Александровна, а сейчас — Малыхина Елена Петровна. Светлана Александровна в настоящее время является куратором акции «Бессмертный полк» в Репьевском районе.

Сейчас детям предлагают много форм работы по интересам. Разработаны планы, программы по патриотическому, духовно-нравственному, физическому воспитанию. Проводится много интересных мероприятий в школе, районе. Но в основе заложены все те же ценности: Родина, Отечество, родной край, патриотизм, нравственность. О них говорит и дискутирует молодежь в  молодежных объединениях, организациях.

И очень хочется, чтобы у сегодняшней молодежи был тот же задор, как и у комсомольцев. Работая с детьми, я вижу, что молодые люди отзывчивые, добрые, ответственные, целеустремленные. Хочется,чтобы такими они и оставались и при любом выборе помнили, что главное — всегда оставаться Человеком.

 


Яндекс.Метрика
статистика-