Александра Швецова (Хохол). ГОРДОСТЬ ТВОЯ, КОМСОМОЛ

Татьяна Ивановна Мещерякова (в замужестве-Жаглина) родилась в Вологодской области, в семье военнослужащего. В 1963 г. семья переехала в р.п. Хохольский Воронежской области. В 1969 году Татьяна закончила Хохольскую среднюю школу № 1. С этого же года – в педагогике. До 1977 года работала старшей пионерской вожатой в родной школе. За это время заочно получила высшее педагогическое образование. И до настоящего времени работает учителем начальных классов. Важная страница жизни Татьяны Ивановны – ее активное участие в комсомольской работе. Она была одной из лучших старших пионерских вожатых района, избиралась секретарем учительской комсомольской организации. Имеет немало наград: значок ЦК ВЛКСМ «За активную работу с пионерами», «Лучшему вожатому». В этом году Татьяна Ивановна отмечает 40-летие своей работы учителем начальных классов. Она с удовольствием ответила на вопросы корреспондента школьной газеты «Лицейка».

Татьяна, Ивановна, вся Ваша жизнь связана со средней школой №1, гимназией, лицеем, где мы сегодня учимся. Начинали Вы работать в далекие 70-е годы. Вспомните обстановку тех лет. Чем жила молодежь?

- Ведущей общественной организацией в школе в те годы был комсомол. Ребята, которые вступали в его ряды, брали на себя большую ответственность. Ведь с этого момента ты должен был стать примером для всех. Как в плане успеваемости, так и общественной работы. Нельзя было спрашивать с других, самому не соответствуя высокому званию комсомольца. Дела у нашей организации были вроде бы обычные – борьба за успеваемость, трудовые десанты, всевозможные общественные акции, самодеятельность. Каждый, кто хотел, мог сполна реализовать свои задатки и возможности. Наши старшеклассники постоянно находились в гуще событий, каждый день у них не был похож на другой. И главное – стремились все сделать сами, не признавая нянек.

-Как мы знаем из истории нашего учебного заведения, комсомольская организация первой средней школы в те годы была одной из лучших в районе. Вспомните, пожалуйста, тогдашних комсомольских лидеров и их основные качества.

- Да, это действительно так. Дело в том, что мы не теряли лучшее, хорошие традиции, а постепенно накапливали их. Вот эта обстановка и способствовала появлению ребят, которых мы называем лидерами. Их не назначали формальным порядком, они сами появлялись в ребячьей среде. Главным принципом в работе комсомольского актива была самостоятельность. Ребята сами решали вопросы учебной, трудовой, общественной жизни. Выслушать готовы были каждого. Любой парень или девушка могли смело прийти в комитет комсомола со своей идеей, предложением, ценной инициативой. Они знали, что их там поддержат. Одним из таких замечательных школьных комсомольских секретарей был Юра Попов. Несмотря на свой юный возраст, это был парень с твердыми жизненными принципами, его отличали удивительная порядочность, целеустремленность и полное отсутствие фальши. За такими ребятами шли и идут. А еще Юра умел взять на себя ответственность, не подставить другого в трудной ситуации. Все видели, что он лидер – не ради личного авторитета.

- Какими интересными делами жил тогда школьный комсомол?

- Каждый день был насыщен до предела: слеты, соревнования, смотры самодеятельности. И везде тон задавали комсомольцы. Комитет комсомола был настоящим центром, штабом школьной жизни: то готовит соревнование на лучшую комсомольскую группу, то Ленинский зачет, то выставку. Но главным делом была учеба. Не случайно девиз школьного комсомола был такой: «Ни одного отстающего рядом!». Но только школьным зданием сфера деятельности наших комсомольцев не ограничивалась. Ребята с охотой организовывали шефские концерты на предприятиях и в детских садах, участвовали в субботниках и воскресниках, активно включались в движение «Пятая трудовая четверть». Лагерь труда и отдыха «Романтики», находящийся в поселке Роза, оказывал неоценимую помощь нашим шефам – колхозу «Великий Октябрь» в прополке посевов сахарной свеклы.

-Насколько самостоятельны и инициативны были ребята в своих начинаниях? Каков был контакт с администрацией школы?

- Уровень доверия со стороны педагогов, дирекции был достаточно высоким. Зная ребят, мы шли навстречу во всех начинаниях. Ну а те, в свою очередь, полностью доверяли учителям, видели в них добрых и умных наставников.

- С высоты прожитых лет можете сегодня сравнить тогдашнюю и сегодняшнюю молодежь? Что их сближает? Каковы различия?

- Тогда молодежь была занята общественными делами гораздо больше, чем сейчас. Туристические походы, дружба с сельскими школами, военные игры на местности, вечера у костра, парады, конкурсы… Перечислять можно долго. Главное то, что любое дело, большое и маленькое, было пронизано верой в добро, в светлое будущее. У ребят буквально горели глаза! Неспроста, встречаясь сегодня с комсомольцами тех далеких лет, я вижу: лучшие человеческие качества, которые они пронесли по жизни, - от их комсомольской юности. Но сегодняшняя молодежь, к сожалению, лишена высоких идеалов. А ведь они сейчас вдвойне востребованы.

- Если бы сегодня решили возродить комсомол, пусть и под другим названием, Вы были бы 2за» или «против»?

- Обеими руками – «за»! Иначе мы окончательно потеряем лучшую часть молодежи – умную, деятельную, талантливую. Я верю, что лучший опыт, накопленный в свое время комсомолом, рано или поздно будет востребован. Первые признаки этого мы уже видим: возрождаются студенческие строительные отряды, школы актива, волонтерское (раньше тимуровское) движение. Я не говорю уже о чувстве товарищества, взаимовыручки, которые востребованы во все времена. Пусть наши внуки вспомнят когда-нибудь комсомольскую юность своих бабушек и дедушек. Научатся у них неравнодушию, активному отношению к жизни.

Интервью вела Александра Швецова,
учащаяся Хохольского лицея


Яндекс.Метрика
статистика-