Евгения Изотова (Острогожск). НАСТАВНИК МОЛОДЕЖИ И ДОКТОРОВ НАУК

Заслуженный учитель России рассказала о родном языке и комсомоле

Светлана Дмитриевна Иванова сорок лет преподавала школьникам русский язык и литературу, организовывала комсомольскую работу. В XXI веке, когда детей переориентировали на тесты, а взрослых - на индивидуализм и прагматизм, она точно знает, как нужно учить, учиться и где искать смыслы бытия.

Не каждый наставник может в качестве примера привести воспитанникам свое образцовое прошлое, следствием которого стала многогранная интересная жизнь, наполненная обширными и глубокими знаниями.

Учиться отлично – признак хорошего тона

Острогожскую школу № 6 Светлана Иванова окончила с золотой медалью и ясным пониманием профессионального устремления. Гуманитарный уклон был настолько явным, что совсем юная девушка могла с уверенностью сказать: «Литература и иностранный язык – мой конек».

- Мне повезло с преподавателем, - рассказала Светлана Дмитриевна. - Павел Андреевич Бессмельцев был замечательный русист. Он с шутливым ворчанием отмечал, что мои нестандартные сочинения настолько отличаются от работ остальных учеников, что приходится читать их отдельно. Дело в том, что я всегда много и с упоением читала.

В семье Ивановых была большая библиотека, и все домочадцы трепетно относились к книгам. Светлана училась легко и без нажима, отлично успевая по всем предметам. Золотую медаль, а в последующем и «красный» диплом считала нормой. Более того, знания, получившие столь высокую оценку, неоднократно приходилось доказывать.

К примеру, все медалисты поступали в пединститут без экзаменов. Но именно в 1961 году, когда она собралась на историко-филологический факультет, руководство института приняло решение проверить, что стоит за этими оценками. Светлана Иванова наравне со всеми абитуриентами сдала вступительные экзамены и, получив самый высокий балл, поступила.

От ненависти до благодарности – несколько лет

Первым руководителем молодого специалиста стал Алексей Афанасьевич Сторчаков, директор Каменской школы, в которой Светлана Дмитриевна отработала первые шесть лет.

- Никогда не забуду, как он, побывав на моем уроке, подошел, ткнул пальцем и сказал: «Будем делать из тебя учителя!». И начались испытания: беспощадный анализ уроков, придирки буквально к каждому моему движению, жесту и даже мимике. К примеру, он считал, что в класс нужно входить непременно с улыбкой, чтобы дети настроились на радостное восприятие материала. Давая мне рекомендации, он строго следил за их выполнением.

Такое неотступное наставничество Светлана Дмитриевна восприняла в штыки, признавалась, что порой даже ненавидела директора за такой напор. И только спустя годы поняла, какую замечательную школу она прошла под руководством мудрого воспитателя, сильного и опытного руководителя. Вместе с осознанием пришла благодарность. К тому же Каменская школа была опорной для Российской Академии наук, именно здесь ученые в содружестве с педагогами испытывали новые методы преподавания.

Бурлила и комсомольская работа. Вместе с молодежью создали общественно-политический клуб. На заседания приглашали видных политиков, историков и общественных деятелей из Воронежа, области.

Ведущая – Светлана Дмитриевна – поднимала вопросы международной и внутригосударственной политики

Загрузка на грани перегрузки

- У нашей школы была прекрасная связь с Евдаковским жиркомбинатом, где очень активно работала комсомольская организация под руководством Евгения Бедного. Вместе мы даже организовали соревнования между заводскими цехами и классами. Этот опыт я перенесла в Острогожск, в родную для меня школу № 1, которая соревновалась с авторемзаводом.

Первый опыт внеклассной и комсомольской работы Светлана Дмитриевна приобрела также в Каменке, где в ДК при жиркомбинате организовала литературный клуб.

Через шесть лет уже в Острогожске на молодую учительницу сразу же нагрузили классное руководство и назначили комсоргом учительской комсомольской организации. Под ее началом пионеры и комсомольцы завоевывали пионерские и комсомольские вымпелы, которые с гордостью несли на параде. И вопрос о времени не стоял.

- В школу я уходила к восьми утра и возвращалась в восемь вечера. Хорошо, что дома был надежный тыл – родители. Сначала они провожали на занятия троих детей – старших сестру с братом - и меня, потому День знаний в семье был священным праздником. А спустя годы, мама уже знала всех моих учеников, они приходили в гости, и она благословляла их перед экзаменами.

Читать – писать – мыслить

Словесник с сорокалетним стажем, научившая тысячи учеников правилам родной речи, открывшая ее неисчерпаемые богатства всегда помогала ребятам самостоятельно мыслить.

- Беда современной школы в том, что большинство детей, сориентированные на тесты, перестали читать и, как следствие, затрудняются формулировать свои мысли, излагать их в письменном виде. Многое в современной системе преподавания моего предмета вызывает вопросы, потому что главная задача в освоении родного языка – не высокие баллы, а осмысленное владение им, и через него - понимание мира и своего места в нем.

Правота убеждений Светланы Дмитриевны – в успехах ее учеников. Многие из них сделали профессиональный выбор в пользу гуманитарной сферы. Они работают в журналистике, педагогике, юриспруденции, получают ученые степени. А главное, они яркие личности, благодарные своему учители за полученные знания и любовь к русскому языку и литературе.

Заслуженный отдых – продолжение работы

За все время работы у Светланы Дмитриевны не было ни одного больничного листа, да и на пенсии она остается в строю. Активный член районного женсовета, она помогала составлять и редактировала книги: «Юность в огне», «Сурового времени дети», «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». Педагог по призванию, она помогает детям осваивать сложные темы и понимать непростые литературные произведения. И, конечно, ее любимым занятием остается чтение.

Награды за учительский труд!

Светлана Дмитриевна - ветеран педагогического труда, награждена медалью «За трудовое отличие», удостоена званий: «Отличник народного просвещения», Заслуженный учитель России.

Яндекс.Метрика