Людмила Лысенко, Сергей Свиридов (Репьевка). «КОМСОМОЛЬЦЫ, НА ТРАКТОР!»

При работе над книгой об истории репьевского комсомола члены Репьевской редакционной коллегии знакомились с фондами Государственного архива общественно-политической истории Воронежской области, перечитывали страницы районной газеты «Вперед», «Ленинское слово», «Репьевские вести».

Им удалось найти материалы о том, как в колхозах Репьевского района появилась первая техника, и как молодые ребята, осваивая ее, становились первыми трактористами.

Материалы расположены не по очередности появления в печати, а в хронологическом порядке описываемых событий.

 

Плакат «Комсомольцы, на трактор!»

Автор Сварог В. 1931 г.

 

Осенью 1930 года в Краснолипье была организована машинно-тракторная станция, а при ней – курсы трактористов. Одним из молодых колхозников, вызвавшихся пройти обучение, стал Петр Николаевич Тамбовцев – в будущем один из лучших механизаторов района, руководитель тракторной бригады самого преуспевающего колхоза имени Куйбышева. «Учение давалось мне легко, – рассказывал он корреспонденту «Ленинского слова» в июне 1969 года. – Помнится, один преподаватель говорил нам, что тракторист – это фигура историческая. Про вас, хлопцы, про первых трактористов, еще, мол, книжки напишут. Попомните мое слово».

Одним из первых в районе механизаторов был Григорий Васильевич Мясищев из Прилеп. «1933 год. В то время принимаются действенные меры по оснащению сельского хозяйства тракторами и другими машинами. Требовались кадры механизаторов. По призыву районных организаций на курсы трактористов в Коротоякскую МТС вместе с другими молодыми парнями поехал и Григорий… Успешно окончена учеба. Г.В. Мясищев возвращается в колхоз и получает трактор «Универсал». На нем он проработал семь лет. Не сравнить с современным тогдашнее техническое обслуживание машин».

Основатель известной в районе династии механизаторов вспоминает: «Однажды был такой случай… Во время работы у трактора вышел из строя диск муфты сцепления. Помощи ждать было не от кого. Пришлось снимать деталь с машины и пешком нести в МТС на ремонт».

(Писаревский Л., Фамильная гордость, « Ленинское слово» – 1970 г. – 1 января).

 

 ***

 

Идет сев зерновых. Молодые трактористы перед его началом освоили новую технику.

 

Автор развернутого биографического очерка, посвященного П.Н. Тамбовцеву, Петр Дорофеев, для полноты картины добавляет подробности быта первых трактористов, почерпнутые им из другого источника: «Первые тракторы были без кабин и фар электроосвещения… Ночью, например, пахали с обыкновенным фонарем. Вагончиков не было. Спали на голой земле до самого снега. Бывало, нагребешь мерзлого бурьяна, польешь керосином, перегорит, ляжешь пузом на горячую золу и греешься, пузо отогрел – на спину, так и переворачиваешься всю ночь, как котлета на сковородке… А работали как! Гоняют тебя, как зайца, по всем колхозам. Где прорыв, туда и посылают на буксир. Придет время получать зарплату, приедешь в колхоз, а там говорят: «Нет, ты у нас не пахал»… Были в то время и трактористы разные. Одни бросали машины, другие, жалевшие технику, любившие ее до самозабвения, продолжали работать».

(Дорофеев П., Поле жизни, «Ленинское слово» – 1969 г. – 26 июня).

 

***

 

Стать трактористом было заветной мечтой многих молодых мужчин, которые трудились в только что образованных колхозах. Мечтал об этом и Михаил Алексеевич Семенов из Истобного.

«В артели, не имевшей еще никаких машин, дел всем хватало. С усердием трудился и Михаил Семенов. К разной работе были привычны его руки. На быках и лошадях приходилось выезжать в поле – сеять, пахать, убирать урожай. Ухаживал он и за общественным скотом. И там дело у него спорилось… А в 1932 году он впервые «оседлал» стального коня… Первым трактором, за руль которого сел Михаил Семенов, был «Интернационал». Потом на смену пришел СТЗ. Как все они непохожи на сегодняшние тракторы. И все же то были машины, заменявшие труд десятков людей. То были предвестники широкой механизации сельского хозяйства. М.А. Семенов и его товарищи по работе хорошо понимали это. Понимали, что придет время, и на полях появятся более совершенные машины. С этой верой в сердце они бороздили пашню, работая от зари до зари, прихватывая ночи. И если случалось, что под плуг попадались межи, некогда разделявшие узкие полоски земли крестьян-единоличников, механизаторам казалось, что они распахивают последние межи между уходящим старым и наступающим новым …».

(Гусев И., Династия Семеновых, «Ленинское слово» – 1969г. – 7 августа).

 

***

 

Особенно трудно было в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на все сложности, первой же весной после оккупации уцелевшие и отремонтированные трактора вышли в поля. Одним из тех, кто почти с нуля восстанавливал разрушенный потенциал, был бутырский механизатор Степан Федорович Колтунов, в 1965 году вспоминавший: «Весной в сорок третьем я работал бригадиром. Помню, холодная весна была. Одежонка слабая. Сунет, бывало, моя супруга кукурузные лепешки, бутылку молока, и шлепаешь в поле. Машины старые собирали. Не хватало горючего, запчастей. В бригаде все неопытные девчата да подростки… Пахали, сеяли, убирали. Всякие были. Слабые люди не выдерживали, уходили на производство. Там тверже зарплата была. А сейчас наелись хлеба, видишь, какие красавцы стоят, – старый механизатор кивнул на машины. И уже укладываясь, закончил: - Любить только надо машину, а не бежать от нее».

В этом отрывке нетрудно заметить тот самый воспитательный момент, направленный, прежде всего, на молодое поколение.

Впрочем, в военные и первые послевоенные годы не везде была возможность вывести в поле тракторы. Часто землю приходилось обрабатывать по старинке. Лошадей тоже не хватало. Поэтому использовали коров. «Селянам памятен далекий 1945 год, – пишет в газету секретарь парткома колхоза им. Кирова Михаил Новосельцев. – Только что закончилась война. В колхозе не хватало людей и живого тягла, о тракторах и другой технике не могло быть и речи. Правда, с фронта начали возвращаться мужчины, но не все из них могли приступить к мирному труду: война многих покалечила… Все это видела молодая коммунистка Строкатова и понимала, что женщинам еще рано забывать о мужской работе. Поэтому она вместе со своими подругами пахала на коровах колхозные поля, вручную засевала их рожью и пшеницей, вручную косила хлеба, вязала снопы, молотила… И эта трудная работа еще больше привила ей любовь к земле».

(Новосельцев М., Коммунистка, «Ленинское слово» – 1967 г. – 8 марта).

 

***

 

Комсомольцы и молодежь района при выполнении важного государственного задания «Зерно — в закрома Родины»

 

Бутырская колхозница Е. Есина в годы войны потеряла мужа. Макар Фомич, рядовой, 1912 года рождения, пропал без вести в апреле 1943-го. Оттого ей особенно тяжело вспоминать о том времени, когда самой приходилось трудиться не покладая рук.

«Жизнь, было, наладилась, тракторы пришли в колхоз, – пишет женщина в газету в 1967 году, – но грянула война. Помню, эту страшную весть нам принесли в ригу, где мы сортировали сорго. В воскресенье объявили о начале войны, а наутро я осталась солдаткой. Муж ушел на фронт и как в воду канул. Так и числится по бумагам как без вести пропавший. Горе горем, а работать надо было. Много нас осталось вдов в селе, и все тяжести легли на наши плечи… Послевоенное время, кто не помнит его? В колхозе – глиняные сараишки. Лепили мы их сами. Бывало, залезешь босой в глину, навозишь воды и месишь. Хворост на себе таскали все для тех же сараев… И в жатву не легче приходилось. Едва созреет рожь, звенят косы. Кончится жатва, молотьба торопит. Одна разъединая машина на колхоз, а то и на два. Тут уж простоев не допустишь. Сноп за снопом мелькают в барабан. По семь суток мне приходилось «зубарить», по 800 – 850 трудодней зарабатывала в год».

Результатами своего труда при этом Есина могла по праву гордиться. «Осталась лишь горечь в памяти о тех тяжких днях, да почетные грамоты, – завершает женщина свой рассказ. – Семь их у меня, дважды была участницей Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства. Свеклу хорошую мое звено выращивало: по 270 – 300 центнеров корней с гектара».

(Есина Е., Так было, «Ленинское слово» – 1967 г. – 21 октября).

 

***

 

«Вся страна готовится отметить 30-летний юбилей многомиллионного трижды орденоносного Коммунистического союза молодежи.

Комсомольцы и молодежь колхоза имени Дубинина также готовятся достойно встретить свой великий праздник. Каждая бригада плугарей взяла обязательство к 1 октября поднять зяби на колхозном тягле не менее чем по 30 гектар.

В целях поощрения передовых плугарей из комсомольцев и молодежи правление колхоза совместно с комсомольской и партийной организациями решили выделить премиальный фонд: поросенка, один центнер хлеба и 300 рублей денег.

Сейчас комсомольцы и молодежь прилагают все усилия, чтобы завоевать первенство и выполнить взятое на себя обязательство. Впереди идут третья бригада, где бригадиром тов. Ф. Масюков. Здесь на 20 сентября уже поднято 23 гектара зяби. Лучшие плугари И. Потуданский, Т. Сорокин и Н. Бугаков вспахивают в день по 65-68 сотых гектара при норме 0,60 га.

Больше нормы (норма 0,50) вспахивают за день также комсомольцы первой и второй бригад тт. Лихобабин, Кранин, Скирдин и Суховеев».

(Писарева Е., Лучшим пахарям выделена премия, «Вперед», — 1948 г. – 23 сентября).

Яндекс.Метрика