Нина Ахкямова (Каменка) РАСТИТЬ ПАТРИОТОВ СВОЕЙ РОДИНЫ

Вся моя трудовая жизнь была посвящена воспитанию подрастающего поколения. А это 40 лет педагогического стажа. Из них 12 лет проработала в Каменском районе и 28 в Норильске. В 1970-71, 1974-75 гг. Карпенковская средняя школа – старшей пионервожатой, в 1971-74 гг. Татаринская средняя школа – старшей пионервожатой, 1980-82гг.  – директор Дегтяренской восьмилетней школы, 1975-1980 Каменский райком  ВЛКСМ – заведующая организационным отделом, секретарем, заведующей отделом учащейся молодежи. По специальности я преподаватель истории и обществознания, диплом ВГУ получила в 1976 году.

Учась в Карпенковской средней школе, я была председателем совета пионерского отряда, потом председателем пионерской дружины. Система и организация пионерской жизни в школьные годы дала возможность мне научиться жить в коллективе, уважать и помогать другим. Помню, как я ходила к октябрятам в Бокаревскую начальную школу и проводила с ними игры, решали ребусы, рисовали, готовили домашние задания. Каждый пионерский отряд шефствовал над октябрятской группой, и, по сути, отвечал за неудачи и гордился успехами каждого. А в пионерском отряде, который делился на звенья, тоже шло соревнование быть лучшими. Так рождалось чувство ответственности за рядом живущего товарища. Помочь отстающим в учебе, сделать замечание за нарушение дисциплины, неопрятный вид – так воспитывалось чувство долга, правды. Для гражданина своей страны это неотъемлемые черты.

Важную роль в моей жизни сыграла старшая пионервожатая Белоусова Светлана Александровна. Она была моим первым наставником. Вместе мы готовили пионерские сборы, различные мероприятия: сбор металлолома, макулатуры, военно-спортивную игру «Зарница», тимуровскую работу, конкурс рисунков, смотр строя и песни, оформление пионерской комнаты, помощь колхозу «Карпенковский» в уборке урожая, оформление пионерских уголков и многое другое.

Вступив в комсомол, я возглавила комсомольскую организацию класса, а потом и школы. По организационным принципам пионерская организация и комсомол одинаковы. Для возраста 14-28 лет в комсомоле создавались условия формирования нравственного поведения, чувства гордости за свою страну, ответственности, взаимопомощи, долга. На комсомольских собраниях комсомольцы школьники обсуждали недостойное поведение товарищей, намечали планы работы. В моей памяти помощь колхозу, работы на учебно-опытном участке, закладка парка возле Дома культуры, смотр художественной самодеятельности, концерты, помощь ветеранам     Великой Отечественной войны, написание истории села Карпенково.

Самым ярким, запоминающимся эпизодом моей школьной  комсомольской жизни стало оформление стенда «Они сражались за Родину». Было собрано более 50 фотографий и материалов об участниках Великой Отечественной войны. Но не хватало денег на оформление стенда. А хотелось его обтянуть бархатом, чтоб было богато и красочно. И вот я нахожу возле магазина 25 рублей. Мама сказала: «Надо объявить о находке, отнести директору школы, а он объявит по колхозному радио». Так и было сделано, но хозяева не нашлись. Директор школы, Патрашков Яков Иванович, предложил мне на эти деньги оформить стенд. Вот это была гордость: на красном бархате красовались фотографии Карпенковских участников Великой Отечественной войны! А в итоге это был заложен успех в воспитании отдельной личности.

В 1970 году директор Карпенковской средней школы, Патрашков Яков Иванович, приглашает меня на работу старшей пионервожатой. Хочу отметить, что Яков Иванович был талантливым педагогом, умелым руководителем, психологом от природы. При нем было построено новое здание Карпенковской средней школы, педагогический коллектив работал творчески, давал глубокие и прочные знания учащимся. И вот теперь мне была вверена работа пионерской и комсомольской организации всей школы. И долгом моим стало воспитание настоящих патриотов своей Родины. За год работы в этой школе я получила основы педагогической и организаторской работы. В 1971 году по сокращению штатов переведена в Татаринскую среднюю школу старшей пионервожатой, где проработала два года. Татаринские пионеры и комсомольцы тех лет выращивали тутового шелкопряда, разводили кроликов, убирали фруктовый колхозный сад. С творчеством и инициативой была оформлена пионерская комната. Художник нарисовал портрет Олега Кошевого, дружина носила его имя, пионеры разрисовали цветами печку (тогда было печное отопление). Здесь находились знамя дружины, флаги пионерских отрядов, горн, барабан (атрибуты пионерской организации). Пионеры любили приходить в свою комнату, потому что здесь можно было поиграть в настольные игры, почитать новости в газете «Пионерская правда», узнать о делах других отрядов из дневников, о планах на неделю и на сегодняшний день. В планах воспитательной работы старшей пионервожатой и классных руководителей были разделы по направлениям: эстетическое, нравственное, трудовое, физическое, учебное, патриотическое, интернациональное. Хочу отметить, что в 70-80-е годы в школах через пионерскую и комсомольскую организации проводилась огромная воспитательная работа. По каждому разделу намечались определенные дела. Например, по нравственному воспитанию проводились пионерские сборы: «Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду», «Пионер честен и правдив. Его слово как гранит», «Пионер предан Родине», «Пионер дисциплинирован» и другие. Такая работа давала плоды. Поколение, воспитанное по такому принципу, было готово честно трудиться во имя Родины с полной отдачей сил.

Это одна из самых дорогих для меня фотографий с вновь вступившими в комсомол ребятами Татаринской средней школы. Радости не было предела, они вступили в комсомол! На память о таком событии и фото.

На фотографии во втором ряду слева третья Саприна (Соколова) Надя в настоящее время на заслуженном отдыхе. Вся ее трудовая жизнь была связана с сельским хозяйством. Работала экономистом в Татарино, 10 лет главным экономистом колхоза «Красное Знамя» Острогожского района, затем в Острогожском АГРОкомплесе. Имеет областные и правительственные награды. Муж, Саприн Петр Петрович, считается лучшим агрономом Острогожского АГРОкомплекса, имеет областные и правительственные награды. И таких примеров можно приводить много.

В марте 1975 года я была избрана заведующей организационным отделом Каменского райкома ВЛКСМ. Я сомневалась: «Справлюсь ли с такой ответственной работой?» Уверенности в себе прибавили отец и первый секретарь райкома ВЛКСМ Ярмонов Николай Дмитриевич. «Нет такой работы, с которой бы ты не справилась. Не боги горшки лепят», – вот их слова. И это подтвердила жизнь. Если человек умеет добиваться цели, доводит дело до конца, преодолевая трудности,- ему под силу все. Я возглавила комсомольские организации колхозов, совхозов и предприятий Каменского района. Шел обмен комсомольских билетов. А значит, надо было дойти до каждого работающего комсомольца. Были такие, которые не хотели менять комсомольский билет, не хотели платить взносы. Дойти до каждого, убедить, поднять дух, вселить уверенность в себе – вот что означал для меня обмен комсомольских билетов. Успешной работе способствовала заведующая сектором учета Циблиева Галина Степановна. Обмен комсомольских билетов был проведен успешно.

Заседание бюро райкома ВЛКСМ о ходе обмена комсомольских билетов. Докладывает Глуховская Нина. Слева члены бюро райкома комсомола: Воробьев Федор, Махинов Анатолий – зав. орг. отделом райкома КПСС. Справа: Чухлебов Николай – 1-ый секретарь райкома ВЛКСМ, Макаров Иван – 2-ой секретарь райкома ВЛКСМ.

Через полгода я была избрана секретарем, зав. отделом учащейся молодежи. В этой должности я проработала 5 лет. Для меня этот период стал школой организаторских навыков. Вся воспитательная работа пионерских дружин и комсомольских организаций 19 школ района была направлена на активное включение подрастающего поколения в созидательный труд, учебу, творчество, общественную жизнь, разумный досуг и спорт. Сложно перечислить все дела по воспитанию, однако я приведу лишь некоторые. Пионеры и комсомольцы встречались с ветеранами войны и труда, оформляли тематические уголки, составляли летописи сел. Во всех школах работали красные следопыты, тимуровцы, голубые и зеленые патрули. Комсомольцы и пионеры активно участвовали в сборе макулатуры и металлолома. Трудовое воспитание осуществлялось через ученические производственные бригады. Эстетическое воспитание формировалось в кружках художественной самодеятельности, ежегодно проводились смотры. Подрастающее поколение вовлекалось в спорт через спортивные секции и кружки, районные спортивные соревнования. Ежегодным итогом поисковой работы были туристические слеты краеведов. Ответственность, энтузиазм, творчество в воспитательной работе проявляли старшие пионервожатые. Среди них хочу отметить Ясенко Любовь (КСШ№2), Урывскую Галину (КСШ№1), Соколову Нину (Карпенковская средняя школа), Сапрыкину Раису (Татаринская средняя школа), Сапожкову Наталью (Марковская средняя школа), Шевцову Любовь (Пилипянская 8-летняя школа), Куликову Татьяну (Евдаковская 8-летняя школа), Пятакова Юрия (Тимирязевская 8-летняя школа), Кульбакину Светлану (Дегтяренская 8-летняя школа), Козаченко (Свешникову) Галину (Ольховлогская 8-летняя  школа). Всех вожатых я уже и не помню, однако хочу сказать, что все они были добросовестными, любили детей, вкладывали душу в их воспитание.

Старшие пионервожатые после комсомольской конференции 1979 г. Слева направо первый ряд: Сапожкова (Пискленова) Наталья – Марковская средняя школа, Ясенко Любовь – Каменская средняя школа №2, 5-я в первом ряду Шафоростова Наталья – Каменская средняя школа №1, Кульбакина Светлана – Дегтяренская 8-летняя школа.

Второй ряд слева направо: Куликова Татьяна – Евдаковская 8-летняя школа, Соколова Нина – Карпенковская средняя школа, 4 по счету Скрыпникова (Ромасева) Татьяна – методист Дома пионеров, Ахкямова (Глуховская) Нина – секретарь, зав.отделом учащейся молодежи Каменского райкома комсомола, 7-я по счету Рогозина Татьяна – методист Дома пионеров.

Для целенаправленной воспитательной работы необходимо было проводить обучение актива. В 1978 году на базе лагеря «Чайка» было организовано обучение пионерского и комсомольского актива «Альтаир». Здесь пионерские и комсомольские активисты получали навыки проведения различных воспитательных мероприятий, составления планов, ведения документации.  Одновременно учились жить в новом коллективе, развивали свое творчество, инициативу, закаляли здоровье. Сейчас многие из участников «Альтаира» с теплотой и благодарностью вспоминают о времени, проведенном в лагере. 

Я с секретарями комсомольских организаций школ района на учебе актива «Альтаир» 1978 г. Во втором ряду слева Болдырева Нина-секретарь комсомольской организации Карпенковской средней школы, рядом Егорова (Сучкова) Валя. Помогали проводить учебу актива студенты Россошанского педучилища. В первом ряду слева направо Карасев Юрий, Коломыцева Наталья.

Воспитание подрастающего поколения было организовано и в период летних каникул. Для этой цели в каждом микрорайоне создавались сводные уличные отряды. Объединенные по микрорайону комсомольцы и пионеры оформляли спортивную площадку, имели название отряда, свой девиз. На спортивных площадках ребята тренировались, играли, проводили соревнования между сводными уличными отрядами. А также они собирали лекарственные травы, работали на пришкольных опытных участках, собирали металлолом, макулатуру, помогали престарелым, участникам Великой Отечественной войны. Эта работа проводилась под контролем учителей и вожатых. Поколение,  участвовавшее в сводных уличных отрядах, вспоминают о том времени, как о самом радостном детстве. Они не могли дождаться того времени, когда побегут на свою площадку, встретятся с друзьями, поиграют и вместе будут трудиться. А как гордились, когда их отряд лучше всех оформил площадку, победил в спортивных соревнованиях, собрал больше металлолома!

Значительный вклад в воспитание подрастающего поколения в 70-80-е годы вносили Дома пионеров. Здесь создавались кружки, спортивные секции. Лишь только закончатся школьные занятия, а пионеры уже бегут в свой любимый Дом пионеров. В Каменке тоже был Дом пионеров. При мне его возглавляла Чухлебова Валентина Николаевна. Методистами работали: Скрыпникова Татьяна, Рогозина Татьяна, Пилипенко Нина. Добросовестность, отзывчивость, творчество были присущи их трудовой деятельности. А так как райком комсомола и Дом пионеров всегда совместно проводили районные соревнования, конкурсы рисунков, сочинений, плакатов, смотр художественной самодеятельности, слет туристов-краеведов, смотр пионерского строя и песни, то они были моими первыми помощниками. В памяти моей самые добрые воспоминания о них.

Победитель конкурса плакатов «Свободу Чили» Овчарова Наталья. 1976г.

За пять  лет работы в Каменском райкоме ВЛКСМ я работала с первыми секретарями: Ярмоновым Николаем Дмитриевичем, Чухлебовым Николаем Ивановичем, Поповым Иваном Николаевичем, вторыми секретарями: Бражниковым Петром Прохоровичем, Макаровым Иваном, Шереметовым  Григорием, Евсеевым Иваном, зав.орг.отделами: Емцевым Владимиром, Дроновой Валентиной, Ищенко Николаем, Серегиным Леонидом, инструкторами: Сапрыкиным Владимиром. Коллектив райкома был дружным, все работали с творчеством и энтузиазмом. Мы учились друг у друга умению работать в аппарате райкома ВЛКСМ и с молодежью.

1980 г. У знамени районной комсомольской организации в честь 110 годовщины со дня рождения В.И. Ленина. Первый ряд слева направо: Барабашова Валентина – секретарь комсомольской организации ТУ№32, Ахкямова (Глуховская) Нина – секретарь, зав.отделом учащейся молодежи Каменского райкома ВЛКСМ, Щеглова Антонина – секретарь-машинистка райкома, Дронова Валентина – зав. орг.отделом райкома. Второй ряд: Чернов Владимир – инструктор райкома, Циблиева Галина – зав.сектором учета райкома, Шереметов Григорий – второй секретарь райкома ВЛКСМ, Гусева Зоя – секретарь комсомольской организации Евдаковского масложиркомбината.

Я благодарна судьбе за то, что мне представилась возможность работать с лучшими молодыми людьми Каменского района. Надо отметить, что  и в дальнейшей трудовой жизни работники аппарата райкома комсомола сделали карьерный рост или отличились организаторскими способностями и трудолюбием.

Ярманов Николай Дмитриевич работал заведующим отделом пропаганды и культурно-массовой работы обкома ВЛКСМ, вторым секретарем горкома ВЛКСМ, преподавал в политехническом институте, работал в обкоме КПСС зав. идеологическим отделом, начальником административного отдела Управления федеральной службы казначейства Воронежской области. Чухлебов Николай Иванович работает зам. начальника ЮВЖД. Бражников Петр Прохорович после райкома ВЛКСМ работал парторгом в колхозе «Карпенковский», потом возглавил партийную организацию РОВД, в настоящее время директор Каменского рынка. Шереметов Григорий ушел работать в органы ФСБ. Ищенко Николай в 1980-83 годах был первым секретарем Старооскольского райкома ВЛКСМ, потом директором совхоза в этом же районе. Ежегодно мы встречаемся на день комсомола 29октября, постоянно поддерживаем связь.

Встреча бывших работников  райкома комсомола  и секретарей комсомольских организаций в честь 99-ой годовщины комсомола. Первый ряд слева направо: Циблиева Галина – зав. сектором учета райкома, Терских Ирина – работает директором ЦРТДЮ, Шевцова Любовь – старшая пионервожатая, учитель русского языка и литературы Пилипянской 8-летней школы, инструктор школьного отдела райкома, Скрыпникова Татьяна – методист Дома пионеров, Сыроватская Наталья – секретарь комсомольской организации совхоза «Родина», Ахкямова (Глуховская) Нина – секретарь, зав.отделом учащейся молодежи райкома, Ирхина Ира – 2-ой секретарь райкома,  Бурляева Шура – секретарь комсомольской организации Евдаковского масложиркомбината, Чухлебова Валентина – директор Дома пионеров. Второй ряд: Бражников Петр – 2-ой секретарь райкома, Панков Иван – секретарь комсомольской организации «Сельхозтехника», Битюкова (Науменко) Нина – секретарь комсомольской организации «ЦР больница», Сапрыкина Раиса – старшая пионервожатая Татаринской средней  школы, Сальнов Василий – первый секретарь райкома ВЛКСМ, Шафоростова Надежда – активная комсомолка, Евсеев Иван -2-ой секретарь райкома комсомола, Басистый Борис – секретарь комсомольской организации «МПМК», Чухлебов Николай – 1-ый секретарь райкома, Богданов Петр- секретарь комсомольской организации колхоза «ХХ партсъезд».

В 1980-82 годы я работаю директором Дегтяренской восьмилетней школы. А дальше судьба распорядилась по-своему. Я выхожу замуж и уезжаю в Норильск. Опыт организаторской деятельности, полученный в райкоме ВЛКСМ пригодился мне и в педагогической. Мне доверяют самые трудные и ответственные участки. Я  член конфликтной комиссии в школе, член профкома, председатель комитета по охране прав детства. Если в школе проводится эксперимент по созданию спортивных классов пловцов, то мне поручают классное руководство. Если класс оказался запущенным по воспитанию, то его отдают мне. Трудно было. Но мысль, что делаешь во благо воспитания подрастающего поколения, что растишь будущих патриотов Родины, помогала преодолевать трудности. На долю моего поколения выпала смутная полоса в истории страны - полоса перестройки. В воспитании были сделаны ориентиры от коллективизма к индивидуализму. Были распущены пионерская и комсомольская организации. Страшно передать, что приходилось испытывать учителю, классному руководителю, когда было объявлено, что школа не занимается воспитанием. А жизнь диктовала свое. Я продолжала проводить воспитательные мероприятия, доходила до каждого ученика. И в тот момент, когда нам не платили зарплату, я везу детей на турбазу и провожу с ними соревнования по лыжам! А приз победителям была сосательная конфета. Родители удивлялись: «Как? Ради чего? Бесплатно? В свой выходной?» Да, так было. И мы, педагоги, выстояли. И сегодня опыт комсомола и уроки его деятельности остаются неисчерпаемым источником для поиска и развития новых форм организации воспитания и обучения молодежи.

Сейчас я нахожусь на заслуженном отдыхе. Ветеран труда России. Дважды, в 2008 и 2010 годах, была победителем национального проекта «Образование», награждена высшей общественной наградой России медалью «За вклад в образование», занесена в 2009 году в книгу почета «Лучшие люди России» энциклопедию «Одаренные дети – будущее России», награждалась краевыми и правительственными грамотами. А это дает мне право сказать, что без активного включения подрастающего поколения в созидательный труд, учебу, творчество, общественную жизнь, разумный досуг и спорт, без укрепления института семьи и утверждения базовых человеческих ценностей, без воспитания патриотизма и потребности честно служить Родине, никаких глобальных задач не решить.


Яндекс.Метрика
статистика-