Анна Вихлянцева (Поворинский). ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА СТАЛА ЧАСТЬЮ ЕГО ЖИЗНИ

Иван  Михайлович Востриков за 35 лет работы машинистом получил более 20 наград.  Родом он из села Верхний Карачан Грибановского района.

На выбор пути повлияла армия.

Но если по-порядку… После окончания 10-летки Иван Востриков поступил в Лискинское техническое училище № 6 на специальность «Помощник машиниста электровоза». Потом его забрали в армию. И здесь парню пришлось столкнуться с железнодорожной сферой — распределили в железнодорожные войска. Два года он был машинистом консольных кранов по строительству железнодорожных мостов. Именно во время воинского призыва у Ивана Михайловича появилось желание и после армии работать на железной дороге.

— Я не жалею, что выбрал именно эту профессию, — говорит Иван Михайлович. — Даже не знаю, куда бы мог поступить ещё. Теперь железная дорога стала частью моей жизни. Кстати, в семье до меня не было железнодорожников — лишь дядя, который жил в Поворино и работал в вагонном депо.

После демобилизации вернулся в родной Верхний Карачан, где женился на односельчанке Ольге. Чтобы работать по специальности, вместе с супругой Иван Михайлович переехал в Поворино. Сначала трудился помощником машиниста электровоза, потом квалификацию повысил — отучился на машиниста в дорожно-технической школе в Воронеже.

— У нас в депо создалась комсомольская молодёжная колонна № 3 и я был её руководителем, — рассказывает Иван Михайлович. — Подобные молодёжные организации были при всех депо на Юго-Восточной железной дороге. Мы участвовали в социалистических соревнованиях по перевозке грузов и экономии электроэнергии. Не раз выходили победителями.

За высокие производственные показатели и активную общественную жизнь Иван Востриков не раз награждался Почётными грамотами.

Одна из самых значимых наград для поворинского железнодорожника — диплом за победу в соцсоревновании на приз Героя Социалистического Труда Василия Шебордаева. Такую награду он получал дважды: в 1982 и 1983 годах.

 

— Больше всего мне запомнилось, как во время вручения этого переходящего приза выступал в Воронеже. В ответной речи я говорил о важности железной дороги для жизни страны и упоминал проблемы в этой отрасли, — вспоминает Иван Михайлович. — И горжусь тем, что был знаком лично с прославленным железнодорожником, Василием Семёновичем Шебордаевым, и что получил награду, названную его именем. На электровозе я преодолел 1 млн километров.

Ивана Вострикова неоднократно премировали не только за добросовестный труд, но и предотвращение чрезвычайных происшествий на железной дороге.

— Однажды удалось избежать наезда на шпалы, положенные неизвестными злоумышленниками на перегоне Бобров-Битюг, — вспоминает Иван Михайлович. — Я вёл электровоз впереди пассажирского состава. Если бы не увидел опасность, могло произойти непоправимое. К счастью, удалось применить экстренное торможение. А ещё тушили с помощником возгорание на площадке станции 210-й км.

У Вострикова есть знак ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец» 11 пятилетки (2-я ст.) за 1983 год. А в 2004 году от Департамента локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения РФ он получил нагрудный знак за безаварийный пробег на локомотиве одного миллиона километров.

Прославленного железнодорожника награждали районные и городские власти как человека, который внёс большой вклад в железнодорожную сферу Поворинского района.

— Безаварийный миллион километров «накатал» по маршрутам до Ртищева, Пензы, Лисок, — поясняет Иван Востриков. — Я считаю, что самая большая трудность профессии — ненормированный график. Вернувшись из поездки, всегда должен быть на телефоне и в любой момент готовым понадобиться вновь. Самое малое время, спустя которое машиниста раньше могли позвать на работу, — 12 часов. В то время это считалось нормой.

В 2013 году Иван Михайлович вышел на пенсию и стал  председателем Совета ветеранов локомотивного депо. Под его опекой 400 пенсионеров, которым Иван Востриков оказывает любую посильную помощь, например, в оформлении различных документов. Кроме того, он входит в президиум районного Совета ветеранов. Но и на этом активность Ивана Вострикова не заканчивается.

Перед выходом на пенсию он окончил Лискинский техникум при Ростовском госуниверситете путей сообщения и получил право преподавать. Теперь обучает молодых людей по специальности «Помощник машиниста электровоза и тепловоза». Кто-то из его подопечных пришёл из армии и решил выучиться, кто-то захотел сменить сферу деятельности.

— Многие мои ученики уже работают, — говорит Иван Михайлович. — Мне всегда приятно видеть их.

В составе Совета ветеранов он посещает школы, рассказывает ребятам о комсомоле и жизни в Советском Союзе. Как говорит сам: «Хочется, чтобы дети знали о событиях нашей молодости». Не забывает регулярно поздравлять с различными праздниками и родной коллектив.

Иван Михайлович — родоначальник пока небольшой, но уже династии железнодорожников: помимо супруги, двое из трёх его сыновей связали свою профессиональную деятельность с железной дорогой. Пятилетний внук тоже твёрдо уверен, что выберет профессию деда и отца.

В этом году Ивану Вострикову исполнится 60 лет. Он рассказал об изменениях на железной дороге, которые произошли в последнее время.

— Ужесточились требования к машинистам, появились новые правила, многие из которых, на мой взгляд, вводить не стоило. Излишне говорить о том, что в последнее время на Поворинском железнодорожном узле произошло сокращение тысячи работников. Поворино уже не город железнодорожников. Мало новой техники. Машинисты ездят на старых локомотивах, практически тех же, на каких ездил я в 1980-х.

Поделился Иван Востриков и своими планами на будущее: «Хочу и дальше вести активную жизнь, ведь считаю, что именно так человек, в полном смысле слова, живёт. Первоочередные задачи для меня сейчас — подготовка к празднованию 9 Мая. К этому дню планируем отремонтировать памятник воинам-железнодорожникам. А ещё этой осенью хотим громко отметить 100-летие комсомола».


Яндекс.Метрика