Татьяна Валяева (Репьёвский). НАШЕ ДЕТСТВО БЫЛО ПИОНЕРСКИМ, ЮНОСТЬ – КОМСОМОЛЬСКОЙ

Валяева Татьяна Федоровна,  секретарь Репьевского РК ВЛКСМ в  1979-1986 г.г.
Награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ, Знаком Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации В. И. Ленина «За активную работу с пионерами», нагрудным знаком Министерства образования и науки РФ «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Валяевой Т.Ф. присвоено звание «Ветеран труда».

      В жизни каждого человека наступает такой момент, когда стоит оглянуться и осмыслить прожитое, провести своеобразный самоэкзамен: как ты живешь, что и сколько отдаешь близким тебе людям.  Вот и сейчас, в канун 100-летия со дня рождения ВЛКСМ, есть повод вспомнить о многом и задуматься.

        Когда я мысленно обращаюсь к прожитым годам, то снова и снова убеждаюсь, что самый яркий период моей жизни – это моя комсомольская юность. Казалось бы, и времени прошло с тех пор много, и события стремительно сменяли друг друга, а до сих пор я отчётливо помню и своих друзей – комсомольцев, и своих соратников по воспитанию подрастающего поколения, и дела, за которые мы горячо боролись и выполняли.

       Что для меня значит комсомол? Это – молодость, кипучая деятельность, насыщенность жизни значимыми событиями, которые переплелись с историей родного края, страны. Конечно же, все лучшие и наиболее значимые события моей жизни связаны с комсомольской зрелостью: был задор молодости и желание сделать что-то хорошее и полезное в этой жизни.

    Моя комсомольская жизнь началась в 1969 году, когда я училась в 7 классе. Приёму в комсомол предшествовала очень серьезная подготовка.   Мы со всей ответственностью учили тезисы прошедших съездов, имена руководителей коммунистической партии. Помню свое волнение перед приемом в комсомол. Сначала принимали в школе, задавали вопросы по Уставу ВЛКСМ, по работе Ленина «Задачи союзов молодежи», по международной обстановке. А потом…  Никогда не забуду тот октябрьский день, когда мы на грузовой машине поехали в райцентр на заседание бюро Репьевского райкома ВЛКСМ, где нас приняли в комсомол. Помню, когда я шла домой, ярко светило солнце, летела паутина, на груди у меня был комсомольский значок, а сердце пело от счастья.

    И началась работа. Комсомол воспитывал нас в духе патриотизма, дружбы народов, способствовал выработке высоких чувств, таких как любовь к Родине, преданность делу. Мы были готовы выполнять каждое комсомольское поручение: организовывали субботники и воскресники, убирали пришкольную территорию, помогали пожилым людям по хозяйству, носили воду, рубили дрова. А когда меня избрали в комитет комсомола и доверили возглавить работу по развитию художественного творчества ребят, со всем усердием занималась организацией  художественной  самодеятельности для выезда в отдаленные хутора (концерты готовили такие, что достаточно было объявления, написанного  от руки, чтобы собирались полные клубы),  подготовкой  тематических  вечеров с обсуждением художественных произведений, кинофильмов, спектаклей, приглашали участников Великой Отечественной войны, старожилов села.  Наша жизнь была наполнена энтузиазмом и верой в доброе, светлое будущее, и оттого она была счастливой.

     С трепетом вспоминаю те годы, которые дали мне столько значимых встреч, способствовали формированию моей гражданской позиции. Для меня, как и для многих людей, с этой организацией связаны теплые, порой даже самые лучшие воспоминания.


 

      С 1979 года, после избрания меня секретарем  Репьевского райкома ВЛКСМ,   моя жизнь была связана  со школьным комсомолом.              

   История комсомольского движения доказывает, что и школьный комсомол на всем протяжении своего существования всегда был частью судьбы страны.

   Отражением возрастающей роли комсомола в жизни советской школы явилось участие его в работе Всероссийского съезда учителей (1960), на обсуждение которого был вынесен доклад ЦК ВЛКСМ «Комсомол и школа». Съезд призвал учителей, педагогические коллективы повседневно опираться на помощь комсомольских организаций, поддерживать их авторитет, больше доверять комсомольцам, отказаться от мелочной опеки, предоставлять комсомольским организациям больше самостоятельности в решении разнообразных вопросов жизни ученических коллективов.

      В период завершения перехода школ на всеобщее обязательное восьмилетнее обучение (1962) комсомольцы школ района совместно с отделом народного образования и сельскими Советами приняли активное участие во Всесоюзном комсомольском рейде по всеобучу, в микрорайонах школ и зонах пионерского действия. Были созданы комсомольские и пионерские посты по всеобучу, осуществлялся контроль за работой учащихся, получивших переэкзаменовку на осень или оставленных на второй год (для них организовывались систематические занятия).
    К XV съезду комсомола (1966) школьные комсомольские организации района пришли с новым значительным опытом по формированию у школьников мировоззрения, активной жизненной позиции, верности традициям нашей Родины. Авторитет школьного комсомола возрастал.

       В то время воспитание ребят в духе патриотизма было   главным направлением нашей работы. «Никто не забыт и ничто не забыто!» — эти слова стали девизом   деятельности, проводимой комсомольцами 70-х — 80-х годов. Молодежь участвовала в походах по местам боевой и трудовой славы советского народа, были открыты новые экспозиции школьных музеев, проводился уход за памятниками и обелисками.

    В каждой школе действовали поисковые группы под руководством   опытных учителей-краеведов Золотарева Василия Тимофеевича, Казбановой   Лидии Николаевны, Ярцева Ивана Семеновича, Анисимовой Екатерины Сергеевны, Внукова Василия Дмитриевича и др. Это они сделали возможным и в наши дни приобщение к историческому прошлому нашей страны. Хорошая сложилась традиция — поездка по городам-героям. Традиционными стали многодневные походы по местам боевой и трудовой славы советского народа. Из каждой школы по своим краеведческим маршрутам выдвигались отряды, встречались с ветеранами войны и труда, просто интересными людьми, записывали их воспоминания, оформляли альбомы и газеты, а в назначенный день прибывали   на районный слет туристов-краеведов. Вот уж поистине ни с чем несравнимое мероприятие.                

       За два дня ребята должны были показать умения и навыки в различных направлениях: конкурс стенгазет, молний, плакатов, на лучшее определение лекарственных трав, конкурс юных поваров, на лучший бивуак и т. д . А в завершение — спортивно-туристская эстафета, подведение итогов и награждение лучших. 

        Комсомольцы и пионеры школ района были активными участниками Клубов интернациональной дружбы (КИД), которые играли существенную роль в интернациональном воспитании учащихся. Накануне   XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Москве, делегатом которого была наша землячка, механизатор колхоза имени Свердлова Надежда Полухина, во всех комсомольских организациях прошли фестивали «Широка страна моя родная!», были проведены субботники в помощь детям народов, борющихся за свободу и независимость, перечислены средства в фонд мира. Под руководством районного штаба старшеклассников прошла районная акция «Юность обличает империализм!».

    Особое внимание уделялось трудовому воспитанию подрастающего поколения: работа в ученических производственных бригадах и трудовых звеньях, школьных лесничествах и лесоводческих звеньях,  на учебно-опытных участках и пришкольных территориях  позволяли ребятам вносить весомый вклад в развитие хозяйства района. Начинает развиваться опытническая работа в области биологии, химии и агрохимии, выполняются научные задания по исследованию почв, результативности удобрений по поручению колхозов и Воронежской опытной станции; проводятся экскурсии, туристские походы и экспедиции с определенными исследовательскими заданиями, встречи учащихся с интересными людьми, со специалистами различных отраслей народного хозяйства.                  

   Комсомол выступил зачинателем прогрессивных форм соединения обучения школьников с производительным трудом, организации общественно полезной деятельности учащихся. Ученические производственные бригады школ, лагеря труда и отдыха старшеклассников   — яркое свидетельство глубокого понимания школьными комсомольскими организациями своей роли. Жизненно важной проблемой школьников старшего возраста становится проблема самоопределения. Каждый старшеклассник стремится «найти себя» — определить свое место в жизни.  Вот почему в период юношеского становления школа, комсомольская организация, коллектив педагогов через секторы профориентационной работы помогали учащимся выбрать профессию по их способностям и с учетом требований народного хозяйства.

        Восьмидесятые – это годы наиболее тесной связи выпускников школ с родными хозяйствами. Трудно было представить и общественную жизнь школ в отрыве от жизни местных колхозов. Школы стали центром культурной жизни сел. Школьные залы, клубы выходного дня — это клуб для всей молодежи колхозов, школьные библиотеки, сельские на общественных началах, школьные  спортивные площадки – место общих спортивных праздников и соревнований… 

      В 1980 году выпускники Краснолипьевской школы всем классом решили остаться работать в родном колхозе, которым руководил Крюков Василий Яковлевич, депутат Верховного Совета СССР двух созывов, делегат 24 съезда КПСС, всем сердцем болевший за малую Родин. Третья часть выпускников школ района ежегодно так или иначе связывала свою трудовую жизнь с сельским хозяйством.

    Неотъемлемой частью жизни школьного комсомола стали трудовые субботники и воскресники. Комсомольцы показывали пример пионерам в сборе металлолома, макулатуры. Колонны машин с металлоломом, украшенные транспарантами, отправлялись в торжественной обстановке, лучшие из лучших награждались грамотами РК ВЛКСМ и  ценными подарками. Гласность таких мероприятий побуждала пионеров и комсомольцев к еще более активному участию в трудовых акциях. На классных часах говорили об угле как о «черном золоте», о хлебе — как о «белом золоте», были уверены так же, как и сейчас, что хлеб дороже золота, ему нет цены! Да, тогда не крохоборства ради  вели разговор о бережливости, потому что были уверены, что бережливость – мать богатства, залог могущества нашей Родины.

Далеко за пределами района славились ученические производственные бригады Краснолипьевской, Новосолдасткой, Истобинской и Репьевской школ, школьное лесничество Краснолипьевской школы и учебно-производственный участок Одинцовской школы . Они были постоянными участниками областных слетов трудовых объединений школьников, неоднократно они награждались грамотами и дипломами областного отдела по образованию. За всей этой работой стоял безмерный труд их руководителей: Соломкиной Лидии Яковлевны и Новиковой Людмилы Владимировны из Репьевской школы, Пономаревой Валентины Васильевны из Истобинской школы, Араловой Нины Васильевны из Краснолипьевской школы, Ивановой Татьяны Ивановны из Одинцовской школы и многих других.

Неслучайно наш район в 1980 году был участником Всероссийского слета ученических производственных бригад. Репьевская и Краснолипьевская школы принимали гостей из разных уголков нашей страны. Участникам слета показывали поля ученических производственных бригад, лагеря труда и отдыха старшеклассников, учебно-опытные участки, кроликофермы… По всем направлениям трудового воспитания на базе районов-участников Всероссийского слета проводились конкурсы юных пахарей, полеводов, животноводов и др. На конкурсе юных пахарей по вспашке зяби 1-е место заняла выпускница Новосолдатской школы Писарева Наталья (ныне Бартенева Наталья Семеновна).

В соответствии с решениями XV съезда ВЛКСМ, который определил одной из главных задач школьного комсомола — воспитание у каждого учащегося высокой сознательной дисциплины и ответственности за свою учебу, стремление к добросовестному и творческому овладению знаниями, школьные комсомольские организации начали развивать новые формы работы.

В районе создаются ученические научные общества. В работе этих обществ активное участие принимают учителя, молодые специалисты колхозов, люди различных профессий. Становятся популярными комсомольские лектории, в которых старшеклассники приучаются к самостоятельному изучению и освещению отдельных научных проблем, к выступлениям перед широкой аудиторией. Прочное место в системе воспитания старшеклассников занимают тематические вечера, конференции по отдельным проблемам изучаемых предметов, олимпиады, обсуждение научно-популярной литературы, читательские конференции, диспуты о прочитанных произведениях. В школах создавалась атмосфера творчества, романтики познания. «Прочти — это интересно и важно», «К вашим услугам журналы и книги», «Это должен знать каждый», «Новости науки и техники» — такие витрины были во многих школах района.
Важнейшим направлением деятельности школьного комсомола стало воспитание потребности отдавать полученные знания товарищам, коллективу, общему полезному делу, постоянная товарищеская взаимопомощь, помощь старших младшим, коллективная ответственность комсомольских групп за пионерский отряд.

В школьных комсомольских организациях появляется много различных форм политического просвещения учащихся и, что особенно важно, эта работа стала более глубокой и целенаправленной. Политические клубы «Глобус», «Прометей», «Ленинский комсомол», тематические «Ленинские чтения», политдоклады, конференции, агитбригады, лекторские группы, семинары, интернациональные клубы, клубы юных журналистов и дискуссионные клубы — таковы рожденные инициативой комсомольцев и педагогов формы политического просвещения. Их сила в действенности, в том, что они не только помогали старшеклассникам познавать жизнь, но и активно вторгаться в нее, приносить пользу Родине.

В тесной связи со школьными комсомольскими организациями работали учителя-комсомольцы. Был учрежден Совет молодых учителей, председателем которого была Болотова Галина, учитель иностранного языка, секретарь самой многочисленной учительской комсомольской организации Репьевской школы. Жизнь бурлила! Организовывались встречи молодых учителей с целью повышения педагогического мастерства. Уезжали педагоги с «молодежного» педсовета обогащенные новыми впечатлениями, новыми задачами.

Учительские комсомольские организация школ были сплоченными, показывали пример ученикам. На совместных районных активах, где собиралось много активистов, широко использовался орлятский круг, пели пионерские и комсомольские песни.

Большой вклад в развитие комсомольского движения вносили и сами ребята. Был организован районный штаб старшеклассников. Ребята всегда помнили, что история пионерской и комсомольской организации – это частица биографии всей нашей могучей страны. Яркими помощниками взрослых во всех делах и начинаниях были Васильева Елена, Новикова Ирина, Косенкова Татьяна из Репьевской школы, Анисимова Ирина из Россошанской школы, Воробьева Валентина из Краснолипьевской школы, Моисеева Ольга из Истобинской школы и другие комсомольцы.

Особое внимание уделялось подготовке и проведению комсомольских собраний. Комсомольские собрания готовились основательно, на них царила обстановка серьезности, единение детских душ. Часто на собраниях возникали дискуссии.

Комсомольские собрания в школах проходили очень бурно, на них решались важные вопросы, принимаемые решения обязательно выполнялись. Были и неформальные собрания комитета комсомола, на которых просили разрешения присутствовать все старшеклассники, даже те ребята, которые не были членами комсомола. Было огромное количество мероприятий, в которых каждый молодой человек мог применить свои таланты и дарования.

Да, разумеется, в некоторой степени в комсомольской работе имел место и формализм, но при всем при этом школьная жизнь была интересной, дети ясно осознавали общественную значимость всего, что делали. Они старались изменить жизнь к лучшему.

Работала районная школа комсомольского актива, когда собирались комсомольцы-активисты из школ района: отдыхали, общались, делились опытом. Не было ни одной свободной минуты: проводились фестивали, митинги, театрализованные постановки, конкурсы знатоков, КВНы, спортивные соревнования и т.д. Сплочению комсомольцев помогали совместные вылазки на лыжах по выходным, спортивные соревнования в спортзале, поездки на велосипедах

С 1981 года комсомольские организации принимали самое активное участие во Всесоюзной поисковой экспедиции «Летопись Великой Отечественной»: проводились районные комсомольско-молодежные субботники, заработанные средства которого перечислялись на строительство мемориалов павшим героям. С 1979 г. по 1982 г. проходили 60 недель ударного труда в честь 60-летия образования СССР. С мая 1982 г. после Пленума ЦК КПСС начала реализовываться Продовольственная программа. Комсомольцы района принимали активное участие в заготовке кормов, активизировалась работа по выполнению постановления ЦК ВЛКСМ о разведении кроликов на базе учебных заведений.

Навстречу 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции в районе запускается Эстафета пионеров и школьников «Идем дорогой Ленина, дорогой Октября!»

Всегда с любовью и благодарностью вспоминаю людей, которые были моими соратниками и вдохновителями многих дел. Работать было легко, потому что рядом со мной трудились профессионалы своего дела.

Все мы родом из детства. Наше детство было пионерским, юность – комсомольской. Все, что было заложено в нас в те годы, мы несем в себе и сейчас. Я убеждена: комсомол помог мне в полной мере реализоваться в профессии, состояться как личности. Яркие, насыщенные годы работы в комсомоле позволили мне достойно проявить себя в дальнейшем в должности инструктора райкома КПСС, где я курировала работу образовательных учреждений с 1986 года по 1991 год, и в должности главного специалиста отдела по образованию администрации Репьевского муниципального района с 1991 года по 2010 год, когда я ушла на заслуженный отдых.

Я – счастливый человек. Мне по жизни везло: со школой, с друзьями, с институтом и работой, с мужем и семьей. И даже какие-то трудности и испытания в жизни, я думаю, были лишь для того, чтобы еще ярче и лучше оценить все хорошее и доброе...

Все это было тридцать лет назад, мой трудовой стаж — сорок лет, но десять «пионерских» и «комсомольских» лет — самые счастливые.

Яндекс.Метрика