Алексей Цымбалов (Кантемировский). БЫЛО ПРЕКРАСНОЕ, УДИВИТЕЛЬНОЕ И ПЛОДОТВОРНОЕ ВРЕМЯ

Моё детство протекало в совхозе «Радченский» Богучарского района, богатого революционными, военными и трудовыми традициями. Примером для меня были славные красные бойцы 40-й Богучарской дивизии, участники Великой Отечественной войны и юноши старшего возраста, рождённые в довоенное время.

Участвовать в трудовой жизни хозяйства  начал с четвёртого класса. На каникулах, во время учёбы в Монастырщенской средней школе в 1959-1966 годах, работал пастухом, на лошадях развозил воду по летним лагерям СТФ и зелёную подкормку, во время уборки урожая работал на току. В старших классах работал подсобным рабочим на стройке двухэтажного жилого дома для семей рабочих совхоза, помощником комбайнера на комбайне РСМ-8.
В средней школе мы оказывали помощь колхозу: пололи и убирали свёклу, убирали кукурузу, закладывали фруктовый сад. Всё моё детство и юность, как и у большинства моих сверстников, была направлена на оказание помощи родителям, старшему поколению  преодолеть военную разруху и укреплять экономику малой Родины.
В ряды ВЛКСМ вступил в октябре 1962 года. В 10-11 классе был секретарём комитета комсомольской организации школы. С сентября 1966 года по июнь 1967 года работал учителем труда и физкультуры средней школы совхоза «Радченский», а так же был избран секретарём комитета комсомола этого хозяйства.

Запомнились выездные концерты комсомольской агитбригады по отделениям совхоза, а также по другим хозяйства района, проведение комсомольских субботников. В зимнее время помогали ремонтировать летние животноводческие фермы. В памяти осталась  также подготовка и выпуски номеров «Комсомольского прожектора». Футбольная команда совхоза, я был её капитаном, в сезоне 1966 года стала победителем первенства района.
В июне 1967 года был призван в Советскую армию. Служил в ракетных войсках стратегического назначения. Активно участвовал в общественной жизни части – член бюро комсомольской организации батареи, выступал за сборную команду части в первенстве дивизии по футболу.
После прохождения действительной службы в армии поступил в Воронежский государственный педагогический институт на отделение «биология-химия».

На первом курсе избран комсоргом группы, затем в течение 4 лет был в составе бюро факультета, отвечал за организацию физкультурно-спортивной работы. Команды факультета неоднократно выигрывали первенства института по волейболу и баскетболу, становились призёрами в лёгкой атлетике, шахматам. Сам участвовал в соревнованиях по волейболу, баскетболу, футболу, лёгкой атлетике.

В январе 1972 года участвовал в лыжном пробеге Воронеж - Рамонь в составе команды института, в которую вошли лучшие лыжники. Пробег был посвящён годовщине освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. Дистанция пробега более 30 км проходила по дну будущего Воронежского водохранилища. Был устроен лишь один привал перед Чертовицким.

По окончании второго курса в 1971году в составе студенческого строительного отряда пединститута «Чайка-2» трудился на строительстве второй очереди птицефабрики в райцентре Панино. Был комсоргом отряда. Руководство местной ПМК было довольно качеством нашей работы. Неоднократно удостаивался чести за успехи в труде на утреннем построении поднимать флаг отряда. Участвовал в соревнованиях по футболу и волейболу с отрядами Анненской зоны. В день строителя на слёте студенческих отрядов выступал в соревнованиях по перетягиванию каната и лёгкой атлетике.

В январе 1972 года группа бойцов ССО «Чайка-2» в организованном порядке железнодорожным транспортом отправились за свой счёт на отдых в Закарпатье. Местом остановки был избран посёлок Яремча. Основная цель похода – подняться на вершину самой высокой горы украинских Карпат - Говерлы, высотой 2091 м. По вершине этой горы 1939 году проходила государственная граница. Подъём занял 3 часа, а спуск всего 50 минут. Там же  познакомились с другими достопримечательностями Закарпатья - знаменитыми лыжными трамплинами, буковыми лесами, различными поделками из дерева и других материалов местных умельцев.

В феврале 1973 года был принят кандидатом в члены КПСС, а в марте по просьбе бойцов отряда «Скифы-72» возглавил отряд «Скифы-73» созданный на основе студентов естгеофака и физмата. Моими боевыми помощниками стали комиссар отряда Переславцева Зина и завхоз Берестова Нина. В мае, во главе с председателем профкома института Безугловым Михаилом, самолётом командиры 4-х отрядов института прибыли в Павлодар Казахской ССР для заключения договоров. Я заключил договор с СМП-245 на выполнение работ по завершению строительства второй ветки железной дороги Караганда – Павлодар. Это вблизи станции Майкоин, протяжённостью 12 км. Контора СМК-245 (строительно-монтажный поезд) находилась в 90 км от места дислокации отряда на станции Шидерты.

За три дня до отъезда из Воронежа студенческого поезда, в Казахстан самолётом в Павлодар вылетели квартиръеры отряда для обустройства лагеря: установка палаточного городка, кухни и столовой. Среди них будущий командир отряда «Скифы-74» Сидельников Виктор, мой коллега по работе в МВД - заместитель начальника Железнодорожного РОВД по кадрам. Рядом с нами разместился отряд из ВГУ. В отряд СМП были прикомандированы мастер и водитель грузовика ЗИЛ-157 по имени Николай, который оказался заядлым спортсменом и оказывал мне помощь в организации спортивных встреч с футболистами из Экибастуза.

Поразила природа тех мест – степь до самого горизонта, низкорослая трава; редкие озёра, многие из них солончаковые. А над головой огромный купол неба. Климат резко континентальный, ночью температура опускалась ниже10 градусов, поэтому комендантом каждому было выдано по два одеяла. Работали по 10-12 часов в сутки. Никто из ребят не роптал. Питание было хорошее. За продуктами один раз в неделю ездили за 28 км в Экибастуз. Решили сэкономить на деньгах и взяли 20 кг конины стоимостью 1р10к за килограмм. С опаской думал, как отнесутся бойцы к новой пище, потому попросил поваров сделать котлеты из фарша свинины и конины. Ребята не заметили подвоха, а когда узнали, то попросили готовить из одной конины.

Дали концерт к Дню строителя для местных жителей. На наш взгляд, он удался, но по реакции зрителей поняли, что они хотели большего. Вся причина в том, что в 1972 году здесь работали строители Краснодарского института культуры. Сравнение было не в нашу пользу.

Завершили работу 26 августа. С нетерпением ждали студенческого поезда из Воронежа. Перед этим провели прощальную линейку, на которой присутствовали представители руководства СМП. Каждый  боец был награждён Памятной медалью, а на перегоне в 30 км от железной дороги на косогоре щебнем выложили трёхметровыми буквами «Скифы-73».

В октябре на слёте студенческих стройотрядов ВГПИ мы с радостью узнали, что наш отряд занял первое место среди 10 отрядов института, и нам было вручено переходящее Красное знамя.

Вот так и прошла моя комсомольская юность. А затем была работа в школе, райкоме КПСС, органах МВД и райспорткомитете.

Было прекрасное, удивительное и плодотворное время. Спасибо тебе, комсомол, за это!


Яндекс.Метрика