Светлана Горбань (Панинский). ПОСЛЕДНИЕ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ РОМАНТИКОВ

Романтики, мечтатели – эти слова часто употреблялись в 80-е годы для описания человеческих качеств характера.  Посмотрим  в словарь Ушакова: «Романтика – это элемент чувства и эмоциональной оценки в чем-нибудь. Стремление к трудностям, выбор нелёгкого пути во имя чего-либо».  Такие люди были, есть и будут – романтизм свойственен всем нациям, всему  человечеству, но в массовом порядке люди именно с таким характером появились в СССР, которые мечтали о справедливом обществе, о полётах к звёздам, об атоме, укрощённом и мирном…

8 июля 1974 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР было принято решение о строительстве Байкало-Амурской железной дороги. БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, основную ставку советское правительство делало на комсомол, учитывая, что романтика зауральских неизведанных далей всегда привлекала молодёжь. Их привлекали: походы в тайгу, костры на берегу таёжных глухих озёр, рыбалка, походы за ягодами и грибами…

23 июля на берегах Байкала высадились первые строители. Комсомольцы, молодёжь, недавние студенты ехала сюда по комсомольским путёвкам или по приглашению руководителей строительных предприятий.  Это были - последние романтики.  Трудились с энтузиазмом, по- ударному, хотя помимо романтики их привлекала возможность большого заработка, но это нисколько не уменьшает их достоинств. 

Первым жильём строителей были палатки.  К 1978 году людей начали переселять во временное жильё — вагончики и щитовые дома без удобств.  Свободной площади в помещениях было совсем мало, входная дверь зимой покрывалась коркой льда. Но все эти бытовые неудобства как-то скрадывала доброжелательная атмосфера, созданная приехавшими сюда людьми, она привязывала к этому суровому краю.

Это была не просто комсомольская стройка, стройка века, это был интернациональный проект. Сюда ехали люди со всего Союза. Жили все дружно, вместе отмечали  праздники, собирались за одним столом. Те, кому пришлось поучаствовать в строительстве железной дороги, под названием БАМ, с ностальгией вспоминают годы, комсомольской юности, прожитые в Сибири.

«Это была другая жизнь, другое измерение. У нас было общее дело, мы жили одной семьёй в общем бараке, двери в комнаты не закрывались. И о детях заботились вместе. Это моя жизнь, моя судьба», - вспоминает Валентина Болгова из посёлка Октябрьский Панинского района. Валентина Болгова не только стала участницей стройки века, но и написала роман «Багульника манящие цветы» о том времени. В основе романа лежат реальные события из биографии автора.

Валентина Болгова, вместе с мужем по комсомольской путёвке, с 1976 по 1985 годы работали на строительстве Северо–Муйского тоннеля Байкало-Амурской магистрали.

Оставив привычный домашний уют,  в комсомольском возрасте – 24 года, женщина рискнула отправиться за любимым в необжитую тайгу, чтобы разделить с ним трудности  первопроходчиков.

Конечно же, и в её жизни были школьные годы, наполненные учёбой, выполнением комсомольских поручений, участия в художественной самодеятельности, так как Валентина из семьи творческой, где любили петь песни под гитару, сочинять стихи. Стихи писала и она, их даже публиковали в газете.

Уборка картошки, помощь подшефным хозяйствам, воскресники – всё это было и в её биографии. Затем учёба в техническом ВУЗе. По образованию Валентина Петровна маркшейдер – специалист по проведению пространственных измерений в недрах земли и её поверхности. Те трудности, с которыми пришлось столкнуться ей при строительстве Северо-Муйского тоннеля, ещё не встречались в мировой практике.

Северо-Муйский тоннель – самый длинный железнодорожный тоннель в России(15 343 м) и наиболее сложный участок БАМа. Его строили более 25 лет.  До открытия Северо-Муйского тоннеля - по обходной ветке, проложенной через перевал по седловине хребта, могли следовать только грузовые составы, пассажиров через перевал возили на автобусах. В 1985 – 1989 гг этот участок разобрали и построили новую обходную ветку в 64 км с крутыми серпантинами, с высокими виадуками и двумя петлевыми тоннелями. Поезда двигались по этому пути со скоростью 20 км/ч, рискуя попасть под сход лавины, на подъёмах их подталкивали. Построенный Северо-Муйский тоннель дал возможность безостановочного движения по БАМу тяжелых грузовых поездов.

Прочитав даже небольшой отрывок из романа Валентины  Болговой, понимаешь, каким тяжёлым был подземный труд.  «…Бригада монтажников, всего одиннадцать человек, работала днём и ночью, собирая щит для основного большого тоннеля. На улице минус пятьдесят, стужа и метель такая, что, кажется, застынет кровь…

Работа по сборке щита осуществлена! Щит собран досрочно. Под ликующие «Ура!» в щит летели бутылки шампанского. В день открытия восемнадцатого съезда ВЛКСМ щит двинулся. На портале висел плакат «Северо-Муйский тоннель – ключ движения поездов на БАМе». Ключ этот вручили бригадам монтажников в прошлом году, и они не подвели, вовремя передали этот ключ проходчикам. Не подвели и всех тех, кто доставлял механизмы и грузы к порталу. Невероятный труд был у водителей, перевозивших весь этот нужный груз для освоения тоннеля. Не зря, не зря мёрз Пашка и его друзья на лютых морозах, стараясь, во что бы то ни стало сделать всё возможное и невозможное для сборки щита. И был праздник, был митинг, и Пашка сиял, как начищенная монета…»

Роман «Багульника манящие цветы» пока размещён в Интернете на одном из сайтов прозаиков в электронном виде, но Валентина Болгова надеется найти спонсоров. Её произведению высокую оценку дал панинский поэт, литературовед, краевед Юрий Бородин: «О БАМе написано сотни книг, но в основном, это документалистика, мемуары и дневники участников великой стройки. Художественные произведения на бамовскую тему можно пересчитать по пальцам. Пожалуй, можно было бы сказать, что наша землячка написала единственный роман, посвящённый строителям Байкало-Амурской магистрали. Роман, кроме всего прочего, заставляет задуматься ещё и вот над каким вопросом. Если стремительно меняющееся время кардинально влияет на мировоззрение и взгляды нового поколения, то изменяет ли оно его представление о Родине и о служении ей?»

«Печатаю в Интернете и другие свои повести, рассказы. Но эта книга «Багульника манящие цветы» – дело всей моей жизни,  не успокоюсь, пока не напечатаю, -  сообщает о своём решении  Валентина Петровна. – Книга опять зовёт меня в тайгу. Вернуть бы всё и повторить».

Но тот БАМ, на котором довелось трудиться Валентине Болговой, с мужем и друзьями, уже в прошлом. Многие объекты, в связи со случившийся перестройкой, которые входили в план строительства БАМа, были приостановлены и до сих пор остаются законсервированными.


Яндекс.Метрика