Кристина Золотухина (кор. сайта). ВНИКНУТЬ В КОМСОМОЛЬСКУЮ ЖИЗНЬ И ПРОНИКНУТЬСЯ ЕЮ

В этом юбилейном для комсомольской организации году мне посчастливилось посотрудничать с Воронежским областным организационным комитетом по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 100-летию создания комсомола. Я была одним из членов группы редактирования материалов, технического сопровождения и развития официального сайта Воронежского регионального отделения Общероссийской общественной организации содействия воспитанию молодежи «ВОСПИТАННИКИ КОМСОМОЛА — МОЁ ОТЕЧЕСТВО».

Если быть откровенной, до этого момента мои знания о комсомоле были весьма поверхностными. Они ограничивались лишь обрывками воспоминаний родителей, а также бабушки и дедушки о комсомольских годах. Кстати, беседа о комсомоле у нас с родителями завязалась тоже совершенно случайно.

Однажды, разбирая документы, я натолкнулась на папин комсомольский билет и значок. Как оказалось, эти вещицы таят в себе столько интересных моментов из папиной жизни! Обрадовавшись моей находке, папа тут же начал делиться воспоминаниями о процедуре вступления в комсомол. Начнем с того, что посвящение в комсомольцы обернулось для папы увлекательным путешествием. Все дело в том, что свое детство папа провел в небольшом селе Липецкой области, а принятие в ряды комсомольцев проходило в районном центре, куда папу вместе с одноклассниками организованно возили на колхозном автобусе. Для простого деревенского парнишки – это уже было настоящим событием! Благодарен папа комсомолу за организацию еще одной поездки – недельной экскурсии в Курск, приуроченной к годовщине Курской битвы. Программа поездки была невероятно насыщенной: обзорная экскурсия по городу, посещение местного краеведческого музея, музея-заповедника «Прохоровское поле», просмотр спектакля в местном театре. Яркие эмоции остались и от знакомства со сверстниками, приехавшими тогда в Курск буквально со всей страны: не только из соседних регионов (Орловской, Белгородской, Тамбовской областей), но и издалека, например, из Республики Коми.

Услышав наш с папой разговор, к нему присоединилась мама, поделившаяся с нами своими девичьими воспоминаниями о комсомоле. Маме, еще будучи октябренком, не терпелось пополнить ряды комсомольцев. На то было две причины. Во-первых, в старшей параллели школы училась комсомолка, которая для мамы была настоящим образцом для подражания. Она выделялась на фоне других девчонок всем: от присущего ей чувства стиля (она носила юбку и пиджак, в то время как остальные девочки носили школьное платье и фартук) до своего скрупулезного отношения к учебе. Более того, эту девочку первичная школьная комсомольская организация выбрала в качестве представителя маминой школы на слете в Артеке, что было мечтой любого школьника того времени.

Во-вторых, маме еще до вступления в комсомол приглянулся комсомольский значок, который она видела на форме старшеклассников, и ей тоже хотелось, чтобы такой же значок как можно скорее стал красоваться на ее школьном фартучке.

После того, как состоялся вышеизложенный разговор с родителями, мне стало любопытно сравнить комсомольский опыт родителей с опытом бабушки и дедушки.

Как оказалось, у дедушки и папы часть биографии схожа. Дедушка так же, как и папа вырос в деревне, поэтому для вступления в комсомол ему надо было ехать в районный центр. Правда, помимо временных рамок эти две истории отличаются еще и географическими координатами. Если для папы пунктом отправления было село Новосильское Липецкой области, а пунктом прибытия – Тербуны, то для дедушки – село Ломово Воронежской области и Рамонь соответственно.

Бабушкины воспоминания о комсомоле и даже несколько более ранние воспоминания полны хитросплетений и взаимосвязей… Когда я попросила бабушку рассказать мне о каких-нибудь фактах из ее жизни, связанных с комсомольской организацией, с церемонией вступления в комсомол и т.п., перед бабушкой предстала картина вступления не в молодежную организацию, а в детскую организацию – пионерию. В бабушкином случае процедура принятия в пионеры была нестандартной, поскольку событие это происходило не в школьных стенах и даже не в школьном дворе, а на Радиозаводе. Не случайно, предваряя историю бабушки, я сказала о хитросплетениях и взаимосвязях. Дело в том, что на этом самом Радиозаводе бабушка впоследствии проработала всю жизнь. Как знать, возможно, торжественные ассоциации, связанные с этим местом, и стали ключевым фактором, повлиявшим на бабушкин выбор места трудоустройства. Более того, на Радиозаводе бабушка еще и встретила своего будущего мужа – моего дедушку!

Что касается церемонии вступления в комсомол, бабушка отчетливо помнит место, где все это проходило. Райком ВЛКСМ, в котором бабушка получала заветный комсомольский билет и значок, располагался на первом этаже здания на проспекте Труда около нынешней Воронежской стоматологической поликлиники № 6. Поэтому, когда бабушке приходится идти на прием к стоматологу, она не волнуется, поскольку, проходя мимо здания бывшего райкома, она вспоминает немыслимое волнение перед вступлением в комсомол и забывает обо всем. Ведь с тем волнением не сравнится ничто!

Самый увлекательный, на мой взгляд, эпизод из комсомольской жизни бабушки связан со школой. Бабушка училась в школе № 64 (ныне гимназия № 6 с углубленным изучением немецкого языка). В школе № 64 комсомольцы выполняли чрезвычайно важную миссию – они были смотрителями школьного музея под названием «Бухенвальдский набат». В музее хранились экспонаты, иллюстрировавшие тяготы жизни узников нацистских концентрационных лагерей. При мысли о школьном музее у бабушки перед глазами предстает полосатая форма, которую носили пленные Бухенвальда. В целом, по словам бабушки, следить за сохранностью представленных в музее экспонатов было одновременно и ответственно, и почетно. Выполнение данных обязанностей доверяли только комсомольцам.

Собственно этими семейными воспоминаниями и ограничивались мои знания о комсомоле до того, как я начала работу с сайтом организации «ВОСПИТАННИКИ КОМСОМОЛА — МОЁ ОТЕЧЕСТВО».

Однако когда я начала редактировать материалы, предназначенные для размещения на сайте, передо мной стали проноситься яркие комсомольские судьбы, страницы истории нашей страны, пропитанные духом комсомола. При этом просто выполнять свои непосредственные обязанности по редактуре и размещению материалов на сайте не получалось. Я поистине проникалась каждой статьей, каждой историей, особенно если материал предназначался для размещения в разделе «Комсомол в лицах», посвященном судьбам наших выдающихся земляков-комсомольцев.

Особенно мне запомнилась история судьбы двух отважных комсомолок: Шуры и Натальи Лавлинских. Да-да, я не ошиблась, написав именно «история судьбы», а не «история судеб», потому что у девушек была одна судьба на двоих. Молодость сестер Лавлинских выпала на годы Великой Отечественной войны. Несмотря на свой достаточно юный возраст (Наталье на момент начала войны было 29 лет, а ее младшей сестре едва исполнилось 17), девушки не раз рисковали жизнью, когда в период оккупации их родного районного поселения Хохольского Воронежской области они доставляли продовольствие подпольщикам, когда ходили в разведку, чтобы собрать ценные сведения о фашистском гарнизоне, когда скрывали у себя руководителя подполья В. М. Исаева. Всего и не перечесть. К сожалению, сестры Лавлинские так и не дожили до долгожданного момента освобождения села от немецко-фашистских захватчиков. За три дня до этого события 26 января 1943 года девушки были расстреляны бездушными фашистами. Заметка о комсомолках Лавлинских запомнилась мне, прежде всего, потому, что такие факты вряд ли прочтешь в учебнике по истории, однако благодаря именно таким негромким подвигам и была добыта Победа.

Стоит отметить, что мое знакомство с комсомольцами Воронежской области всех времен было не только заочным. В период сотрудничества с организацией «ВОСПИТАННИКИ КОМСОМОЛА — МОЁ ОТЕЧЕСТВО» я была приглашена на совместное заседание Областного организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 100-летию создания комсомола, и Совета Воронежского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», где мне удалось лично познакомиться с некоторыми ветеранами комсомола. На этом мероприятии я убедилась в том, что комсомольцев так же, как и врачей, военных бывших не бывает. Комсомолец – это призвание. К такому выводу я пришла, когда увидела в глазах ветеранов комсомола неподдельный интерес ко всему происходящему, когда заметила то, как они волновались перед своими выступлениями.

Стоит ли говорить о существовании негласного соревнования между ветеранами комсомола из муниципальных районов Воронежской области! Новостная лента сайта komsomol36.ru пестрит всевозможными мероприятиями, посвященными 100-летию создания комсомола. Это и тематические встречи ветеранов комсомола, и разнообразные выставки, и велопробеги, приуроченные к знаменательной дате и т.д. и т.п. Комсомольцы каждого муниципального района стараются как-то отличиться, придумать что-то особенное.

В заключение хотелось бы поделиться своим предположением о том, что комсомол – это не историзм, это вовсе не пережиток прошлого. Я убеждена, что комсомол с течением времени просто-напросто трансформировался, он приобрел другие формы, превратившись во множество молодежных общественных движений и организаций, таких как «Юнармия», «Российское движение школьников», «Волонтеры Победы» и многие другие. Ведь главное мое открытие, связанное с комсомолом, заключается в том, что комсомол – это не только и не столько про изжившую себя коммунистическую идеологию, сколько про вечные моральные истины: патриотизм, взаимопомощь, дружбу и поддержку.


Яндекс.Метрика