Лысенко Людмила (Репьёвка). КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА И ДОСУГ МОЛОДЕЖИ

Основой развития культурной жизни Репьёвского района всегда   было   самодеятельное творчество, главной целью которого было обеспечить полноценный отдых наших сограждан.

Молодое поколение во все времена было, пожалуй, самой жизнерадостной, быстрореагирующей на все процессы социально-экономического развития общества.

Всегда на Руси молодежь умела находить время для отдыха и веселья. Как тут не вспомнить Рождественские и Крещенские гуляния, а между ними Святки — время самого откровенного веселья. Молодежь в канун Рождества устраивала колядки. Вечером  по деревне с песнями  и танцами ходили колядовать ряженые. Под Старый Новый год щедровали парни и девчата. Старинные обряды и обычаи отмечались повсеместно весело и с размахом и приурочивались к различным религиозным праздникам.  Широко отмечалась Пасха, Троица и другие традиционные праздники. В будние дни хлопцы и девчата собирались за околицей, «играли»  песни, устраивали игры, танцы, пели озорные частушки. Зимой молодежь собиралась по хатам. Играли на гармошке, пели, танцевали, играли в различные игры, но главным здесь был выбор женихов и невест. Пора свадеб приходилась на осень, после уборки урожая.

Шли годы, десятилетия. Менялся быт, менялась культура сельчан.

Революционные события 1917 года и Гражданская война,  разрушив старый мир, внесли свои изменения и в сферу  культурно-досуговой деятельности.

А создание Российского Коммунистического Союза Молодежи в октябре 1918 года  положило начало ответственному отношению в деле формирования  у молодежи коммунистического мировоззрения, трудового, патриотического и культурного воспитания.

Начали создаваться комсомольские ячейки в селах Коротоякского уезда, куда территориально входил наш район до 1928 года.

Наряду с вопросами  вовлечения молодежи в ряды комсомола,  укрепления Советской власти, направления всех сил для  борьбы с наступающими со всех сторон врагами, стоял вопрос  о постановке  культурно-просветительной работе.

Стали появляться новые формы работы в кульпросветучреждениях, которые отвечали требованиям нового политического строя. Популярными стали различные политбои,  политигры, политсуды,  праздники урожая, митинги-концерты, политические доклады, диспуты на политические и религиозные темы, лекции, вечера вопросов и ответов, театральные постановки.

Из  воспоминаний комсомолки 30-х  Саввиной Марии  Ивановны:

«В нашей колбинской  комсомольской организации, состоявшей из 8 человек, были только одни парни. Они ставили спектакли на злободневные темы, причем пьесы писали сами».                         

В первые годы советской власти создавались хоровые коллективы, драматические и театральные студии, задачей которых являлось политическое и культурное просвещение масс.

Самым популярным  видом художественной самодеятельности всегда было хоровое пение, практически при каждом клубе, избе-читальне были созданы хоровые коллективы.

В Репьевке  был  организован хор, в котором было  много молодежи. Свою деятельность он начал в  тридцатые годы. Правда, вначале это был просто кружок, который объединял любителей песни. Возглавлял хор Николай Павлович Калашников, самоучка-скрипач, молодой  учитель пения Репьевской школы. В нем  пели наши репьевские знаменитости с красивыми, сильными голосами: Н.Г. Чехлатая, А.С. Алексеева, Е.П. Трифанов, великолепный бас В.М. Токарский, М.Т. Борзенко и  другие.  Зачастую  организаторами хоров были комсомольские лидеры. Так, упомянутый Василий  Михайлович Токарский был секретарем райкома  комсомола в 30-е годы.

Во многих избах-читальнях, клубах была организована работа драматических кружков. Почти ни одна концертная программа  коллективов художественной самодеятельности не обходилась без художественного чтения  или участия драматического кружка.

 Проводы юношей в армию всегда сопровождались музыкой духового оркестра, запечатлен этот момент на фото 1929 года.

 Духовой оркестр,  1929 г.

С  1932 года в стране стали регулярно проводиться олимпиады  и смотры художественной самодеятельности и народного творчества.

«В канун нового 1939 г. в Воронеже проходила 4-я областная олимпиада художественной самодеятельности. В олимпиаде участвовало 900 человек. Успешными были выступления ряда коллективов  и в т. ч. струнный оркестр Репьевского Дома культуры».                    

 (Газета «Коммуна» от 20 декабря 1938 г.)

Струнный оркестр районного дома культуры,1930-е годы

В Репьевском доме культуры были организованы струнный и духовой оркестр.

В составе оркестра был Тихон Иванович Колесниченко.  

Закончив в 1930 году курсы киномехаников, он более 50 лет своей жизни посвятил «важнейшему из искусств». Но было у него и другое увлечение, с которым он не расставался всю жизнь. Самоучка, одаренный тонким музыкальным слухом, он виртуозно играл на струнных инструментах— балалайке, домбре, гитаре, мандолине.

        На фотографии 30-х годов мы можем видеть участников оркестра: (слева направо) Борзенко А., Блядушенко С., Колесниченко Т., Токарский П. — будущий секретарь РК КПСС, расстрелянный во время оккупации немецко-фашистскими захватчиками), Корнев М. —первый секретарь Репьевского райкома комсомола 1926-28 гг., Кихтенко К., Шаповалов Н., Шаповалов В., Борзенко В., Терениченко Я.

В школах, домах культуры создавались хоровые и танцевальные кружки, спортивные секции и драмкружки.

Выступает танцевальный кружок Дома пионеров

  Певуньи из села Колбино

 (Фото из  районной газеты «Вперед», 1935 г.)

С началом Великой Отечественной войны большая часть комсомольцев района была призвана на фронт, многие ушли добровольцами, сменили музыкальные инструменты на винтовку и автоматы и встали в военный строй. Среди них Титаренко Н.Я., Терениченко Я.И., Калиниченко П.А., Колесниченко Т. И., Цуриков П.Н. и др.

Война оказала сильное влияние на политику государства в области культуры и, следовательно, на содержание культурно-массовой работы комсомола.

Военная тема являлась главной в  выступлениях молодежных коллективов. Художественная самодеятельность, помимо лирики, непременно несла в себе заряд оптимизма, патриотизма, уверенности в победе над фашизмом. В песенный репертуар хоровых коллективов и солистов входили как произведения советских поэтов и композиторов, так и русские народные песни, что   подчеркивало связь народа с его традициями и историей.

Победа советского народа в Великой Отечественной войне дала новый толчок подъему культуры.

Несмотря на трудности послевоенного периода, молодое поколение умело жить весело, радостно, с душевным подъемом.

Комсомольцам попутно с задачами культурно-просветительной работы приходилось решать самые разные, подчас неожиданные, проблемы: следили за целевым использованием средств, выделенных государством для улучшения материальной базы культпросветучреждений, доставали питание для приемников в избах-читальнях, репертуарные сборники для кружков художественной самодеятельности и т.п.

При активном участии комсомольских организаций в 1948-1950 –х годах было построено пять сельских клубов, открывались красные уголки, избы-читальни. В домах колхозниках комсомольцами было установлено более 250 детекторных приемников.

В конце 50-х годов при Репьевском Доме культуры работал отличный драмкружок. Самодеятельные артисты радовали своим мастерством не только односельчан, но и выезжали со спектаклями в другие села района.           

Василий Иванович Лучина

Драматическим кружком руководил Лучина Василий Иванович, бывший артист Харьковского драматического театра, который в годы войны эвакуировался и долгое время жил в Репьевке.

Репьёвцы помнили о том, что  первыми поселенцами Репьевки были украинские казаки, и стремились передать традиции предков, их дух землякам, которые также отлично знали украинский язык и казачьи песни.

С аншлагом шли спектакли украинских авторов «Ох, ох, мы любым двох», «Покы солнце взойде, роса очи выисть», «Сватання на Гончаривци» и другие, веселые, жизнерадостные. Костюмы и декорации артисты готовили сами.

В газете «Вперед» за 11 декабря 1952 года есть небольшая статья Н. Шинской:                       

 «В прошедшее воскресенье, колхозники, рабочие и  служащие райцентра культурно провели свой досуг. Они смотрели на сцене районного дома культуры пьесу украинского писателя Тараса  Шевченко «Маты-наймычка»

Пьесу готовил драмколлектив Дома культуры под руководством художественного руководителя тов. Лучины. Тепло была встречена игра активной участницы художественной самодеятельности тов. Терениченко А. И., исполнявшей роль маты наймычки. Большим успехом у зрителей пользовались также выступления  В. Александрова, Л. Копыловой».

 В спектаклях были заняты В. Калашников, Константин  Токарский, работавший директором ДК,  Екатерина  Цурикова (впоследствии Попова), которая играла главные роли в спектаклях,  А. Гавриченко,  В. Алехин

После спектакля

Затем на смену им пришли молодые артисты, на фото:  Екатерина и Федор  Анисимовы, Владимир Шаповалов, Александр и Екатерина  Ждановы, Наталья Ушанева, Николай Титаренко,  Анна Терениченко.

Добрый след в Репьевке оставила семья Поповых Екатерины Ивановны и Ивана Нестеровича (на фото).   

 

 

 

Попов И.Н.                                    Попова Е.И.

Она — активная комсомолка, секретарь школьной комсомольской организации, участница художественной самодеятельности,  он — с 1944 по 1947  г. первый секретарь райкома ВЛКСМ,   оба — участники драмкружка. Поженились они  в 1945 году и прожили вместе  52 года,  и только смерть сумела разлучить их: 30 ноября 1997 г. Ивана Несторовича не стало.  Это была настоящая  любовь, которая не так уж и часто случается на земле.

«Старый Дом культуры, в котором шли спектакли, как известно, сгорел вместе со сценой. Но у нас есть отличный, недавно отремонтированный ДК. Неплохо было бы возродить театральные традиции. Талантливые люди в Репьевке никогда не переводились»,— вспоминала участница  театрального кружка Вера Викторовна Панарина в 1975 году.

И эта традиция была продолжена в  80-е годы.

Самодеятельные артисты молодежного театра дома культуры и районной библиотеки, 1980 г.

Началось активное строительство сельских клубов, домов культур и библиотек, средства стали выделять и колхозы. Сельские избы-читальни реорганизовывались в клубы и брались на содержание колхозов.  Большую роль в строительстве клубов играла молодежь.

Успешность культурно-просветительной работы по существу в первую очередь зависела от энтузиазма местных комсомольцев. Если в том или ином селе, на том или ином предприятии находились действительно заинтересованные люди, способные увлечь каким-либо видом творчества и других, то, как правило, даже при самых неблагоприятных условиях культурная жизнь «бурлила».  

Чистяков Алексей Михайлович, председатель совета ветеранов (1990-2000 гг.) села Новосолдатка вспоминает о тех годах: 

«Я работал заведующим избой-читальней, сотрудничал с районной газетой «Вперед», редакторами в те годы были Чиков Н. Ф., Никитинский Ю.П. Часто ездили выступать на фермы, в район.

Я уже давно на пенсии, но по-прежнему занимаюсь общественной работой. К этому приучил комсомол».

(Газета «Репьёвские вести», 25 октября 2008 г.).

       С середины 50-х годов получили широкое распространение агитбригады.

Агитбригада Репьевского района неоднократно выступала перед строителями дороги Острогожск – Воронеж, над строительством которой комсомольцы области взяли шефство.

 

В районной газете «Вперед» за 22 мая 1952 г. в статье заведующий отделом кульпросветработы Сергей Николаевич Гончаров писал:

«В хоровых кружках изб-читален и сельских клубах нашего района принимают участие 237 человек. Лучшим хоровым коллективом является коллектив Россошанской избы-читальни, которым руководит  тов. Васильева Е. Г.  В 1951 году этот коллектив 10 раз выступил перед трудящимися сельского Совета и 3 раза в нынешнем году. Хоровой коллектив Россошанской избы-читальни занял первое место на районном смотре художественной самодеятельности.

Часто выступают на сцене с песнями хоровые коллективы Усть-Муравлянского сельского клуба (руководитель колхозница Нетесова М. Н.), Репьевской (1-й сельский совет) избы-читальни (руководитель Чехлатый М.В.). Хорошим и причем самым большим коллективом в районе является коллектив Краснолипьевского сельского клуба, в котором насчитывается свыше 30 человек. Руководитель кружка участковый агроном  Новосолдатской МТСтов. Огнева А. С., сама любит песню, старается втянуть в кружок как можно больше молодых колхозников и механизаторов. Хоровые коллективы в прошлом году выступили перед трудящимися 173 раза, на их  выступлениях присутствовало 25 000 человек».

К концу 1945 года возобновил свою творческую деятельность хор в селе Репьёвка.

После войны пришел с фронта П.Н. Цуриков, который стал бессменным руководителем хора в течение многих лет. Хор пользовался большой популярностью, хористы пели в народном и академическом стиле, что придавало хору особую значимость. Выступали на сцене районного Дома культуры, в сельских клубах, в городе Воронеже, в Белгородской области. А в 1957 году пели в Москве на Всероссийском смотре художественной самодеятельности промкооперации, где наш хор стал дипломантом первой степени.

Всероссийский смотр художественной самодеятельности.

Москва. ЦДСА, 1957 г.


Яндекс.Метрика
статистика-