Опыт. Юрий Юрьев (Терновский). ВЗГЛЯД НА ПРОШЛОЕ СО СТРАНИЦ ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ

Дата: 17-10-2018

Одним из пунктов наших мероприятий по подготовке к 100-летию комсомола было проведение конкурса сочинений учащихся по комсомольской проблематике. Любопытно было знать, какой информацией об этой мощной молодёжной организации обладают наши школьники, как оценивают её деятельность. Интересным было и другое: восприятие старших. Мы предполагали, что при недостатке источников конкурсанты обязательно обратятся за сведениями к бывшим комсомольцам и из рассказов ветеранов комсомола понятным станет и их восприятие комсомола,  сохранённое через толщу лет, к этому союзу молодёжи, членами которого они когда-то состояли. Знание всего этого позволило бы районному оргкомитету более грамотно строить свою предъюбилейную работу.

Конкурс проводился по разным номинациям. В нём приняло участие многие школьники. Некоторые сочинения были выдвинуты на районный уровень.

Ясным стало, что первоначальных знаний о комсомоле у участников конкурса было маловато. Но объём их рос, возрастал и интерес к страницам прошлого, происходило переосмысление когда-то услышанных сведений, формировалась собственная, независимая позиция в оценке минувшего. Общим для всех участников стало позитивное отношение к комсомолу, чувствовалось даже сожаление, что такой организации сегодня нет.

Оказалось так же, что и бывшие комсомольцы тепло вспоминают свою организацию, до сих пор бережно хранят комсомольские билеты, награды, полученные в комсомольские годы. В их рассказах сквозит какая-то лёгкая грусть о безвозвратно ушедшей молодости.

Впрочем, читатели смогут сами составить своё мнение об этом из содержания тех немногих сочинений, которые с определёнными сокращениями цитируются в этой статье.

Жанну Мирошниченко, ученицу Терновской школы №2, увлекли события первых лет создания Российского комсомола. Именно это время стало предметом её творческого поиска. Но не могла она обойтись и без характеристики отношения к комсомолу её собеседников, её родных. Вот как она пишет об этом.

«Разговаривая с разными людьми, которые были комсомольцами, я замечала, как их лица озарялись каким-то лучистым светом при воспоминаниях о комсомольской юности. По вечерам иногда я беру семейный альбом, листаю его с кем-то из родных. На фотографиях, сделанных в молодости, они всегда с комсомольскими значками на груди. Конечно же, я начинаю расспрашивать и понимаю, как гордятся мои родные тем, что были членами ВЛКСМ. Оказывается, комсомолец -  это тот, кто всегда и всюду был первым, подтверждал свое звание делами. Комсомольцы всех лет строили города, возводили фабрики и заводы, защищали страну. Они смело осваивали мир, становясь творцами истории. Юность у них была тревожная, но интересная. Это я поняла не только из рассказов моих родных».

Опустим результаты её поисков. Это всё же детали. А вот оценки и выводы юной конкурсантки процитировать стоит.

«Да, изменилось время, взгляды на жизнь. То, чем жили наши предки, во что верили, может, и покажется в чём-то наивным. Но это наша история, которую они создавали, которой должны мы гордиться, ценить, извлекать из неё уроки. Ведь делали комсомольцы тех лет всё с твёрдым убеждением, что их жизнь ненапрасная. Они верили: потомки оценят их дела, будут жить счастливо и интересно. Очень хочется, чтобы наше поколение было достойным памяти предков, чтило их дела и традиции. Я теперь хорошо понимаю, что комсомол – это одна из славных страниц нашей истории». Согласимся: четкие оценки  и серьёзные выводы сделала школьница.

А вот что пишет юный исследователь комсомольской истории Дима Подболотов из Алешковской школы. Строки его сочинения просты и искренны. За ними чувствуется чистота его помыслов, стремление объективно понять и оценить канувшие в Лету события.

Впервые обширную информацию о комсомоле Дима получил  в школе на едином классном часе. Она увлекла его, заставила задуматься о том, как плохо знает нынешнее поколение школьников недавнее прошлое своей страны, многие стороны её истории. Захотелось понять, чем отличались мальчишки и девчонки той поры от его сверстников и надо ли быть похожим во всём на них.  Ведь, очевидно же, что и те ребята из прошлого были похожи и не похожи друг на друга. Но было в них что-то общее, притягательное и манящее. Желалось, желалось хотя бы мысленно быть с ними, походить в чём-то на них. Интерес не оставляет его и Дмитрий с расспросами обращается к самому дорогому для него человеку, своей маме.

Вот они отдельные страницы из его сочинения. «После школьного мероприятия мне захотелось о том интересном времени расспросить маму, Наталью Викторовну Подболотову, которая в юности тоже была комсомолкой. Её рассказ меня впечатлил, и я с сожалением подумал: как не хватает сегодня в жизни некоторых идей комсомольцев…

Память невольно перенесла нас с мамой в те далёкие годы, когда она и её ровесники были молоды и « искренне любили и верили в себя». Да, они были молоды, жизнь казалась прекрасной и счастливой. Я слушал воспоминания об этом незабываемом времени. Слово «комсомол» для меня уже не казалось далёким и загадочным. История этой славной молодёжной организации пролегла через биографию моей мамы.

Иногда мама берёт в руки альбом, подолгу разглядывает фотографии и рассказывает о своей юности, о своих подругах, вспоминает комсомольскую жизнь. Вспоминается только хорошее, потому что оно было определяющим в жизни комсомольцев.

Такой организации сейчас нет. Изменилось время и отношение современных людей к ценностям, правилам и традициям прошлого. Но можно смело утверждать, что добросовестный труд, патриотизм, дружба, верность – эти прекрасные понятия должны вернуться в жизнь молодёжи. Для себя я сделал вывод, что комсомол – это юность, прекрасная сама по себе; это друзья, которые остаются на всю жизнь; это желание людей сделать мир чище и радостней».

Примерно в таком же ракурсе раскрывается комсомольская тематика в сочинении  Елизаветы Скатковой из Тамбовской школы. Она откровенно пишет, что о комсомоле узнала из уст своих родных, в основном от дедушки.

Вот как  это произошло. «Совсем недавно я ничего не знала про комсомол, пока не увидела, как мой дедушка достаёт из шкафа какую-то красную книжечку и внимательно рассматривает её. Оказывается, это был его комсомольский билет, который хранится уже много лет рядом с другим, бабушкиным. Я уже раньше слышала, что мама и папа тоже были комсомольцами, но никогда не интересовалась этим. Вот только теперь решила расспросить, что всё это значит.

И многое узнала…

Мой дедушка, Скатков Иван Андреевич, вступил в ряды ВЛКСМ в 1969 году, как и бабушка, Мария Фёдоровна. С тех пор прошло много лет, а они берегут свои комсомольские билеты, как частичку своей молодости. По словам дедушки и бабушки, именно, комсомол воспитал их, побуждал хорошо учиться, научил дорожить дружбой, быть честными.

Они родились и выросли в деревне Семигоровка, всю жизнь проработали в родных краях. Всю жизнь они доблестно трудились, не покладая рук, не отступая от заветов родителей и Устава комсомола».

Прервём на минуту цитирование и, в телеграфном стиле, перечислим, о чём поведали юной Лизе близкие родственники. А узнала она многое. И как принимали в комсомол, и какие чувства испытывали при этом вновь принятые. С чувством некой восторженности она пишет об участии комсомольских звеньев в весеннем севе, в уходе за полевыми культурами, в уборке урожая; о шефстве комсомольцев над участниками Великой Отечественной войны; о строительстве молодёжью небольшого сельского клуба и футбольного поля, о безвозмездной работе по ремонту плотины, важного для Семигоровки народнохозяйственного объекта. Её восхищает инициативность и дееспособность, необычайная активность небольшой по численности сельской организации, жизнь которой  была всегда наполнена важными и нужными делами. И эта, открывшаяся перед ней страничка реальной истории конкретной сельской комсомольской организации, позволяет сделать следующий вывод. «Работа комсомольской организации деревни Семигоровка была очень насыщенной и интересной. Дедушка утверждал, что комсомол дал много для молодёжи его поколения, и, прежде всего, воспитал в них активную жизненную позицию, ответственность за свои поступки, серьёзное отношение к учёбе. И потом, когда он получал профессию, служил в армии, работал после службы, то всегда с гордостью носил комсомольский значок на груди.

Я горжусь своим дедушкой, который на протяжении многих славных лет совершал свой трудовой подвиг. И мне жалко, что комсомольская организация в 1991 году перестала существовать, и что её нет в нашей школе.  По-моему, комсомол стал бы светлой, доброй и определяющей частью моей биографии».

Матвею Земцову из Дубровской школы захотелось взглянуть на историю комсомола с другой стороны: через жизненный путь конкретных вершителей летописи молодёжного союза в масштабе своего селения. Ведь реальными делами живших здесь молодых людей тоже писалась комсомольская биография. Предметом его исследовательского интереса стала судьба уважаемого на селе человека – Василия Михайловича Ефремова. Своё сочинение он озаглавил просто: «Комсомольский вожак». Вчитаемся в эти страницы. «О том, что были октябрята, пионеры и комсомольцы я слышал и ранее. Подробнее с историей ВЛКСМ с его трудовыми и боевыми  победами, с его ролью в жизни страны познакомился в восьмом классе. Захотелось поближе узнать людей, которых называли комсомольцами. Как они жили, о чём мечтали? И я решил посвятить своё сочинение не просто комсомольцу, а комсомольскому вожаку – Ефремову Василию Михайловичу. Этот человек известен в нашем поселении и старому и малому. Знают Василия Михайловича и в районе, так как он проработал пятнадцать лет секретарём парткома колхоза «Победа», с 1990 по 2005 год – заместителем председателя этого же хозяйства, затем, до ухода на заслуженный отдых, Василий Михайлович возглавлял Кисельнское сельское поселение. Занимать такие  посты мог, по моему мнению, человек с незаурядными организаторскими способностями, ответственный, справедливый, умеющий повести за собой, который всегда идёт впереди, увлекая других своим примером.

Стартовой площадкой во всём этом стал для Василия Михайловича комсомол. В члены ВЛКСМ он вступил в ноябре 1962 года, ещё учась в школе. До сих пор бережно хранит свой комсомольский билет, учётную карточку и памятку члену ВЛКСМ. С полным правом он может говорить о себе: «Комсомол не просто возраст, комсомол моя судьба». Именно из его рассказа я понял, как почётно и в то же время ответственно было быть комсомольцем, как с трепетным желанием готовились к приёму в комсомол, как стремились не подвести товарищей и не уронить этого высокого звания после того, как стали комсомольцами. Видимо поэтому сегодня, спустя много лет, Василий Михайлович, с теплотой и нежностью вспоминает свою комсомольскую юность.

Василий Ефремов родился в многодетной трудовой семье в п. Александровка 16 мая 1946 года. Было трудное послевоенное время. С восьми лет стал зарабатывать трудодни в родном колхозе. В подростковом возрасте  уже имел трудовую книжку. Окончил Луначаровскую семилетнюю школу, а среднюю – в Козловке. Затем служба в армии в военно-воздушных войсках. Стал отличником боевой и политической подготовки. Не раз награждался грамотами командования. Его имя было занесено в Книгу Почёта войсковой части № 94010. Вероятно, в армии он и приобрёл необходимый для комсомольского вожака багаж знаний, опыт, силу воли и желание трудиться на благо Родины.

После увольнения в запас недолгое время работал библиотекарем. С 1969 по 1973 год секретарём комсомольского комитета колхоза «Победа», Это было интересное, насыщенное событиями время. Именно в те годы дубровские комсомольцы выступили с почином «Всем классом – на ферму». По предложению комсорга создали молодежный коллектив животноводов и добивались высоких показателей. Были инициаторами многих дел. Устраивали для жителей села вечера отдыха, ездили с концертами в другие населённые пункты, участвовали в заготовке сена, зимой подвозили на МТФ корма, своими силами провели ремонт клуба, организовали футбольную команду, которая довольно успешно выступала в первенстве района, регулярно проводили субботники и воскресники, необходимые для решения производственных задач. О чём-бы не попросили – на всё откликались комсомольские сердца. А впереди был он, их комсомольский вожак». С таким вот уважением пишет Матвей о своём земляке.

Трогают всё же за душу эти юношеские откровения. Рождают разные мысли. Наверное, в новые времена мы, старшее поколение, многое упустили, либо что-то делали не так. Но, несмотря на это, молодые парни и девчата не утратили способность трезво мыслить, сопоставлять и сравнивать, сопереживать и в сердце хранить доброту.

Очевидно, что не очень хорошо мы пока знаем  поколение сегодняшних молодых. Ворчим понапрасу. А они думающие. Не дурманят им головы лживые байки из «лихих» девяностых. Ищут  ребята истину, чтобы выстроить азимут своего движения к лучшему будущему… Своему будущему и страны. Уверен – найдут! А это значит, что наши благие дела, наша жизнь была прожита не зря.

Яндекс.Метрика